Досье — Киев

Forbes советует киевским путчистам перестать ломать комедию — никто на помощь не придет

Многие украинцы ждут того момента, когда Америка и Европа спасут их, утверждает в статье для Forbes Дуг Бэндоу. Предположение о том, что эти люди живут в мире фантазий, приведет к тому, что вас назовут глупцом и путинской марионеткой. Тем не менее, Украине не стоит терять время, изображая из себя «принцессу в беде», ожидающую в лице Запада «рыцаря на белом коне», она рискует превратиться в несостоятельное государство. Западу и Украине следует строить свою политику в реальном мире, не полагаясь на фантазии – только на факты, уверяет автор статьи.

Украине не повезло с соседом. Трагедия Киева в том, что он расположен «так близко к России и так далеко от Бога». Колосс, находящийся по соседству, тесно связан – исторически, экономически и культурно – с Россией, и это, по словам Бэндоу, вполне объясняет терпение Москвы в отношении международной критики, экономических санкций, политической изоляции и военных угроз, чтобы помешать Украине вступить в блок западных стран. Это наблюдение не стоит считать поддержкой России, предупреждает автор статьи, но и вести себя так, как будто Владимир Путин таинственным образом превратился в Адольфа Гитлера и планирует «блицкриг» через Финляндию, Прибалтику и Польшу в Германию и далее, никому не поможет.

Неприятная правда, по мнению Бэндоу, заключается в том, что на Украине у Америки и Европы не так уж много поставлено на карту. На протяжении всей истории Украина под контролем Москвы или Санкт-Петербурга вполне устраивала Америку и Европу, и это положение дел не поменялось. Экономическая выгода от интеграции даже неразделенной и мирной Украины будет довольно скромной, и ее почувствуют лишь спустя много времени. Сегодня же Киев в экономическом плане представляет собой черную дыру, а европейцы не выказывают особого желания помогать Украине, утверждает автор Forbes.

США же еще меньше заинтересованы в этом регионе. Мало кто из американцев вообще задумывается о существовании Украины, кроме разве что эмигрантов и неоконсерваторов, которые верят в то, что Вашингтон должен воевать с любой державой, которая сопротивляется диктату Америки. То есть, делает вывод автор, Украина, раздираемая войной, вызывает сочувствие, но не желание действовать. Ни Америка, ни Европа не готовы к серьезным санкциям, способным обрушить российскую экономику. Они не хотят войны с Россией, и это означает, что Киев действует сам по себе. Лидеры Украины, думая иначе, лишь дурачат себя, пишет Дуг Бэндоу.

Несмотря на все причуды военного лобби Вашингтона во главе с сенаторами Маккейном и Линдси Грэмом, ни один из президентов США после окончания холодной войны не был готов снова ввязаться в конфликт с Россией. Автор статьи приводит в пример Будапештский меморандум 1994 года, гарантирующий безопасность Украины в связи с уничтожением страной своего ядерного арсенала. Многие украинцы считали, что США обязаны обеспечить соблюдение этих гарантий любой ценой, включая ядерную войну, а отказ Вашингтона от военных действий был расценен как предательство. На самом деле, эти люди заблуждались. США присоединились к Великобритании и России в ряде обещаний, но ни одно из них не обещало военные действия. Подписанты меморандума «вознесли хвалу» Украине, присоединившейся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и пообещали воздерживаться от угроз Украине военной силой или путем экономического принуждения.

В случае агрессии с использованием ядерного оружия в отношении Киева участники меморандума обещали добиваться незамедлительных действий со стороны Совбеза ООН с целью оказания помощи Украине как государству-участнику ДНЯО. То есть, подытоживает автор, никто не обещал Киеву чего-либо существенного, тем не менее, Киев подписал меморандум. Сейчас же Запад так же сильно заинтересован сражаться за Украину, как и в 1994 году.

Санкции в отношении России могут нанести вред, но они не оказывают разрушающего эффекта как в финансовом, так и в политическом планах. Сейчас Путин остается самым популярным среди всех политиков мира, его рейтинг может снизиться, но не настолько, чтобы он отказался от своей самой эффектной и дорогостоящей инициативы – присоединения Крыма. Ухудшение положения в России не будет благом для Украины или Запада. К сожалению, альтернатива Путину – не либерал в западном стиле, а бескомпромиссный националист, с приходом к власти которого Москва вряд ли улучшит отношения с Западом или Киевом.

Более того, автор статьи рекомендует прислушаться к жителям Крыма, узнать, чего хотят именно они. В отношении референдума о самоопределении, проведенного под российским контролем, у Бэндоу есть вопросы, но это не значит, что его результаты были искажены. На протяжении большей части своей истории Крым был частью России, если большинство жителей полуострова хотят остаться в России, их желание нужно уважать.

Жалобы Запада на российскую агрессию не заслуживают доверия. Москву стоит винить за конфликт в Донбассе, но, помимо реальных пророссийских ополченцев, выступающих против Киева, в нем участвуют по-настоящему неприятные силы со стороны Украины – националисты. В свою очередь, на протяжении многих лет Запад не считался с интересами национальной безопасности России. Расширение НАТО, уверяет автор статьи, явно направлено против Москвы, и власти страны прекрасно это понимают. Союзники пообещали принять Украину в НАТО, но только после того, как Запад «протолкнул» уличную революцию против коррумпированного, но законно избранного президента, Путину пришлось вмешаться, чтобы защитить интересы России.

Поведение Путина на Украине ни в коем случае не нужно оправдывать, однако руки испачканы у всех, особенно у США, которые бомбят, вторгаются и разделяют другие страны, как считают удобным, совершенно не учитывая интересы этих стран и нормы международного права. «Лицемерные жалобы» Вашингтона на поведение других стран лишь ослабляют доверие к Америке. Определенно, у Москвы нет причины серьезно относиться к поучениям Вашингтона, настаивает автор статьи.

Никто не верит в то, что санкции заставят Москву вернуть Крым. В лучшем случае экономические санкции подтолкнут Россию (но не Украину) к более тщательному соблюдению условий Минского соглашения, предсказывает Дуг Бэндоу. Продолжающийся конфликт гарантированно оставит Украину в состоянии финансового, экономического и политического краха, а «замороженный конфликт» разрушит жизнь целому поколению и больше.

От санкций страдают обычные россияне. Этот факт позволяет Путину винить Запад в экономических проблемах страны и дает властям еще больший контроль над российскими экономикой и бизнесом. Ведение столь «низкопробной» экономической войны против России неизбежно оттолкнет Москву от сотрудничества с Западом по многим важным вопросам. В частности, США нуждаются в российской помощи в Афганистане, Иране, Северной Корее и Сирии. Одно дело – жертвовать интересами ради достижения чего-то значительного, но в данном случае США ничего не получают из-за противостояния по весьма скромному вопросу. «Конфронтация с Россией – политика мелочная и расточительная», — полагает Дуг Бэндоу.

Союзники должны прийти к компромиссу с Россией: предложить снять санкции, пообещать не включать Украину и Грузию в НАТО. Москва же, в свою очередь, должна провести референдум в Крыму с участием международных наблюдателей, реструктурировать непосильный для Киева долг, принять существование политических и экономических связей между Украиной и ЕС.

Киев, безусловно, волен принимать решения самостоятельно. Украина – суверенное государство и вполне имеет право стремиться к полной интеграции с Западом. Но Киев должен принять во внимание, что ни одна западная нация, включая США, не готова к войне с вооруженной ядерным оружием Россией из-за Украины.

«Забудьте всю эту ханжескую риторику Вашингтона, Брюсселя и различных европейских столиц. Украина не важна. Уж точно не настолько важна для Запада, чтобы он предпринял что-нибудь серьезное с целью отменить российские действия в Крыму и Донбассе. В интересах всех сторон, включая Киев, приспособить свою политику к реальной жизни. Американцы и европейцы не придут на помощь. Пора уже им договориться с Россией относительно Украины», — делает вывод Дуг Бэндоу.