Досье — Киев

ЕС внедряет турецкую цензуру в европейскую идентичность

Турецкий капкан, в который Европа угодила в процессе спасения от наплыва мигрантов, всё отчетливее дает о себе знать. Буквально в первые дни после подписания соглашения между ЕС и Турцией Анкара начала активно требовать выполнения Брюсселем обязательств по договоренностям, а это финансовые транши, либерализация визового режима, а также возобновление переговоров по турецкой евроинтеграции. Уже на этом этапе многие евродепутаты стали отчетливо осознавать новую реальность, в которой Турция играет ключевую роль. Однако требованиями дело не ограничилось.

Накануне в Женеве на одной из фотовыставок была представлена фотография юноши, который погиб в ходе беспорядков на площади Таксим в Стамбуле, когда стражи правопорядка применяли чересчур грубую силу к демонстрантам. Автор данного изображения в подписи к фото возложил вину за смерть подростка на президента Турции Тайпа Эрдогана. С одной стороны, можно посчитать, что обвинения несколько категоричны, с другой – турецкий лидер так или иначе несет ответственность за совершенные преступления силовиков, пускай даже косвенно. Иной лидер принял бы к сведению происшествие и поручил бы разобраться в этом инциденте. Однако Эрдоган решил поступить иначе. Турецкие чиновники моментально потребовали от властей Женевы убрать данную фотографию с выставки и в целом скрыть её от общественности.

Складывается впечатление, что Европа постепенно сдает позиции, позволяя Турции хозяйничать на своей территории и указывать, что правильно, а что нет. Турецкая цензура становится неотъемлемой частью европейской жизни. Ранее канцлер ФРГ Ангела Меркель даже дала распоряжение прокурору Германии, чтобы тот запустил производство против сатирика Яна Бермермана, который в своих программах на телевидении активно высмеивал Эрдогана. Правда, потом, увидев свой рейтинг, она свернула данное прошение. Получается, что Меркель старалась угодить турецкому лидеру взамен на данное им обещание не пускать беженцев в Германию.

Однако турецких депутатов остановить уже очень сложно. Анкара официально призывает всех турок, находящихся в Европе, а по приблизительным подсчетам их более 400 тысяч человек, собирать любые данные, свидетельствующие об оскорблениях в адрес Эрдогана. Примечательно, что никакой адекватной реакции со стороны Брюсселя на это заявление не последовало. Лишь премьер Нидерландов охарактеризовал поведение Турции как «странное».

Всё говорит о том, что турецкое влияние на Европу усиливается. На какие еще уступки пойдет Брюссель, покажет лишь время, однако даже если «европейские пряники» окажутся по вкусу Эрдогану, то как быть с ливийскими беженцами?! Согласно данным немецкой разведки, насчитывается около миллиона человек, которые ожидают своей очереди на отправку в Европу. Ливийское соглашение по мигрантам практически такое же, как и турецкое. Исполнять этот договор по факту некому. Нынешние власти в Ливии неспособны навести порядок в собственной стране, не говоря уже о сдерживании мигрантов. Однако есть предположение, что Европа готова на всё, дабы ослабить свое кризисное положение. Даже на цензуру от Эрдогана. И это будет похлеще ныне слегка подзабытого римско-католического Index Librorum Prohibitorum («Указателя запрещенных книг»).

Евгений Радугин