17 мая в Москву прибыла заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд для переговоров с руководством РФ по проблеме проведения выборов на Донбассе, вопросов «безопасности» в кризисном регионе.
Американцы ждут возможных компромиссов в рамках Минского процесса. Однако каких-либо значимых «прорывов» в этом направлении после встречи с Нуланд ожидать, по-видимому, не приходится.
Визит Нуланд в Москву еще раз свидетельствует, что «урегулирование» на Донбассе приняло усложненную дипломатическую конфигурацию. Линия Нуланд-Сурков — это параллельное с «нормандским форматом» направление политической работы. В «нормандском формате» задействованы глава российского МИДа Сергей Лавров и его аппарат. Показательно, что во время прибытия Нуланд в Москву сам Лавров находился в Вене, где на полях работы Международной группы поддержки Сирии вел переговоры с госсекретарем США Джоном Керри по проблемам сирийского урегулирования.
16 мая, т. е. накануне визита Нуланд в Москву, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в выступлении перед преподавателями и студентами в Минске заявил, что в выполнении Минских договоренностей, «к сожалению, здесь не все от нас зависит. Но в последнее время западные коллеги уже понимают, где собака зарыта и кто отвечает за сохраняющийся пока тупик». По-видимому, министр давал понять, что его западным коллегам очень нужно выполнение Минских договоренностей Киевом. Так ли это?
Тем временем в формате Нуланд-Сурков обсуждаются все те же вопросы «безопасности» на Донбассе. Представитель Госдепартамента предлагает различные варианты и сценарии, которые согласовываются с Евросоюзом и Украиной. Партнер Лаврова по «нормандскому формату» министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, в свою очередь, накануне визита Нуланд в Москву 15 мая в интервью Der Tagesspiegel сделал ободряющий жест в сторону Кремля в рамках урегулирования украинского кризиса. Он признал, что по сравнению с прошлым годом в Евросоюзе будет сложнее прийти к единой позиции относительно санкций против России, поскольку внутри Европейского союза растет количество противников продления санкций против России. Штайнмайер высказался за возвращение России в G7, правда, при условии выполнения ею Минских договоренностей. Это создает надежду, что отношения России с Западом могут вернуться в докризисный формат. Кроме того, это создает впечатление, что при «поддержке» Франции и Германии Украина все-таки должна будет «во имя мира» выполнить Минские соглашения.
Нынешней поездке Нуланд в Москву предшествовал ее визит в Киев, где помощник госсекретаря, курирующий проблемы Евразии, по слухам давила на украинское руководство в деле выполнения им Минских договоренностей.
Вслед за этим 14 мая президент Порошенко назвал условия продвижения Минского процесса. На первый план им выведено, как и определено еще на встрече в верхах в «нормандском формате» в Париже в ноябре 2015 года, проведение выборов на Донбассе. Порошенко назвал предварительные условия, которые сделают возможными проведение выборов — это, разумеется, обеспечение «безопасности», прекращение огня, возврат «заложников» и размещение вооруженной миссии ОБСЕ на границе с Россией.
После долгой обструкции и серии правительственных кризисов с конца апреля от официальных властей в Киеве стали раздаваться заявления о готовности разработать и согласовать закон о выборах на Донбассе, чтобы провести их уже этим летом. Сейчас сроки сдвигаются. Возможность организовать выборы на Донбассе до того, как ЕС будет обсуждать вопрос продления санкций против России, упущен. Но это обстоятельство мало волнует Киев, поскольку там уверенно полагают, что антироссийские санкции ЕС все-таки будут продлены в июне. Поэтому сейчас в расчете на более долгую временную перспективу и все с тем же прицелом стала продвигаться идея принятия Верховной Радой Украины до конца этого года лишь закона о выборах в «особых районах» Донбасса.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что этот «шаг» Украины к выборам в рамках Минского процесса на практике должен стать лишь еще одним рычагом давления на Москву. Этот чисто дипломатический ход необходим лишь для облегчения дальнейшего продавливания у европейцев санкций против РФ.
Рассчитывать на усиление санкций противникам России нельзя по причине демонстрируемой ей пассивности на востоке Украины. Россия не дает повода к этому. Тем не менее Европейский союз готовится в июне—июле продлить на очередные полгода санкции против России под предлогом невыполнения Минских соглашений. Однако при этом существует вероятность ослабления санкций. Оно, скорее всего, может произойти по замедленной временной схеме: в июне будут официально озвучены сомнения в действенности санкций, но сами санкции будут продлены. По этой логике «сомнений» частичное ослабление санкций ЕС последует в декабре при очередном обсуждении их продления на следующие полгода. Чтобы этого не произошло, в Киеве (или в Вашингтоне или Берлине) задуман план демонстрации готовности выполнять Минские договоренности Украиной.
До момента возможного ослабления санкций Украина намерена принять закон о выборах на Донбассе, чтобы снять возможные обвинения ее в невыполнении Минских соглашений и тем самым не допустить ослабления давления на Россию. Украина лишь продемонстрирует, что она выполняет Минские договоренности. Это станет основанием для очередного продления европейцами санкций в декабре 2016 года. Принять закон о выборах в «Особых районах Донецкой и Луганской областей» (ОРДЛО) Верховная Рада Украины может в конце этого лета или начале осени. Принятие закона о выборах не такая уж трудная задача для украинских властей, как это представлялось ранее. Нынешняя парламентская коалиция в Верховной Раде — это фикция, и президентская администрация стала решать вопрос по парламентскому большинству путем закулисных переговоров и зачастую персональных торгов с депутатами от мажоритарных округов. Голосование по законопроектам в Верховной Раде сейчас проходит по бумажке, спущенной из президентской администрации Порошенко, с перечнем помеченных нужных к принятию законов. Попутно идет персональная обработка депутатов, голоса которых нужны для голосования.
Официальному Киеву требуется продемонстрировать выполнение им Минских договоренностей, чтобы, с другой стороны, продемонстрировать ЕС, что, на какие бы уступки Украина ни шла, Россия Минские соглашения выполнять не собирается. Именно на этом основании ЕС сможет в очередной раз в декабре 2016 года продлить санкции против РФ. Для демонстрации недееспособности России в закон о выборах в ОРДЛО будет намеренно заложено несколько условий, невыполнение которых отменит сам закон.
Проведение выборов в ОРДЛО на основании принятого им закона Киев намерен обставить рядом трудновыполнимых условий: например, прекращения обстрелов, хотя их провоцирует сама украинская сторона. В частности, выполнение закона о выборах на Донбассе собираются привязать к конкретному обязательству РФ вывести войска из ОРДЛО и допустить вооруженную миссию ОБСЕ на границу. Без исполнения подобных условий сам закон о выборах не будет выполняться и, как следствие — сами выборы не проводиться. Использование тяжелой военной техники, заявленная якобы готовящаяся фальсификация выборов, контроль над границей и т. д. — все это станет по отдельности условием отмены закона. Украинский избирательный закон для ОРДЛО будет, например, предусматривать голосование беженцев, свободный доступ украинских СМИ, доступ украинских партий и украинских политиков к выборам.
Однако на практике речь идет лишь о принятии Верховной Радой закона о выборах в ОРДЛО, а не о проведении самих выборов. Выборы вслед за принятием закона Киев проводить не собирается. Принятие закона о выборах в ОРДЛО — это провокация в чистом виде. На днях замглавы Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера в интервью украинскому изданию «ЛIГАБiзнесIнформ» заявил, что выборы в «особых районах» Донбасса по «оптимистическому сценарию» возможны не ранее чем через два года. По мнению украинского центризбиркома, без перекрытия границы с РФ и разоружения «боевиков» проводить выборы на Донбассе невозможно.
В ближайшей перспективе «партнеры» Москвы по «нормандскому формату» полагают, что «прогресс» в рамках выполнения Минских соглашений может быть достигнут в части посылки вооруженной миссии ОБСЕ. На последней встрече в «нормандском формате» в Берлине министр иностранных дел Украины Павел Климкин продвигал идею размещения полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Подобная «вооруженная миссия» ОБСЕ, по предварительным расчетам, должна состоять из примерно 5 тыс. человек. Речь идет о вооружении этих «наблюдателей» ручным стрелковым оружием и легкой бронированной техникой. Пока споры идут о мандате подобной «полицейской» миссии ОБСЕ. Условие размещения подобной вооруженной миссии ОБСЕ может быть включено в текст закона о выборах в ОРДЛО. Пока переговоры по вооруженной миссии ОБСЕ зашли в тупик. Нельзя не заметить, что в случае реализации плана посылки на Донбасс вооруженных контингентов из ЕС под эгидой ОБСЕ резко возрастет потенциал возможных провокаций Киева на Донбассе. В качестве прецедента здесь мы имеем известные инциденты в Югославии во время боснийской войны 1990-х годов, на практике закончившиеся бомбардировками НАТО одной из сторон конфликта. С этой точки зрения «интернационализация» войны на Донбассе должна быть крайне нежелательна.
Киев уже полагает, что выборы на Донбассе можно было бы проводить после развертывания вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе, взятия ею под контроль тяжелых вооружений и границы. На последней встрече глав МИД «нормандской четверки» среди прочего обсуждалась идея создания «зон безопасности» на ключевых направлениях Донбасса: на побережье Азовского моря на подступах к Мариуполю, возле Дебальцево, Донецкого аэропорта и на Луганщине. «Партнеры» России по «нормандскому формату» предлагают создать на Донбассе четыре склада-площадки для размещения тяжелой военной техники под круглосуточной вооруженной «защитой» ОБСЕ.
Для «интернационализации» конфликта в Киеве рассматривают и сценарий «международного управления» «оккупированными районами» Донбасса. Частью подобного варианта уже был проект предоставления руководящих полномочий на Донбассе местным олигархам — Ринату Ахметову и Юрию Бойко. Однако, похоже, что олигархическая «альтернатива» не сложилась и утратила свою актуальность. 17 мая генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер в интервью журналистам в ООН заявил, что ситуация на востоке Украине начинает принимать черты, характерные для «замороженных конфликтов». Признаком этого, по его мнению, является становление в неконтролируемых Киевом районах Донбасса обособленных структур государственного управления и правопорядка. Заметим, что Россия в Минском процессе продвигает два приемлемых для нее варианта. Первое: «отдельные районы Донбасса» войдут в политическое поле Украины в качестве реальной автономии с широкими полномочиями. Второе: если этого не получится, то тогда заморозить конфликт на Донбассе, с тем чтобы ДНР и ЛНР остались вне политического поля Украины под фактическим российским непризнанным никем протекторатом. Украина и ее «старшие союзники» своим сценарием с законом о выборах противодействуют подобным вариантам. Цель противников России остается прежней: как можно дольше наносить ей санкционный урон. Сейчас в большой политической игре вокруг Минских договоренностей проходит промежуточный раунд. Однако нельзя не заметить, что под прикрытием дипломатической игры вокруг Украины и Сирии США тем временем активно улучшают относительно России в регионе свои военно-стратегические возможности. На днях военное ведомство США развернуло в Румынии и собирается развернуть в Польше береговую систему противоракетной обороны «Иджис». В этой военной системе задействованы универсальные корабельные установки вертикального пуска Мк-41, пригодные как для запуска противоракет, так и крылатых ракет типа «Томагавк», несущих или сверхточные обычные или термоядерные боеприпасы мощностью от 150 до 200 килотонн. Из российского МИДа неоднократно заявляли, что размещение системы ПРО на суше противоречит Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Но эти предупреждения совершенно игнорируются американцами.
Кроме того, на днях Польша заявила, что надо аннулировать акт Россия — НАТО по причине того, что «Россия нарушила все соглашения». Если это произойдет на ближайшем саммите НАТО, то откроется дорога к легальному размещению войск НАТО у границ РФ на постоянной основе. Весь этот готовящийся ближний военный потенциал станет гарантией безопасности для восточноевропейцев в их дальнейшем участии в жестких санкциях против России и даже ее возможном блокировании на европейском направлении. В итоге можно констатировать, что российские компенсации Западу за счет Украины в обмен на свою безопасность с гарантией от продвижения войск НАТО к границам России не работают. С этим условием Минский процесс лишь становится общим фоном для коренного ухудшения военно-стратегических позиций России на европейском театре военных действий. Киевское руководство не скрывает надежд, что гибридная война на Донбассе будет продолжаться еще в течение трех или пяти лет с нужным для Украины исходом. Крайне сомнительные игры вокруг Минских договоренностей продолжаются.