Выход Великобритании из Евросоюза вряд ли изменит политику организации в отношении антироссийских санкций, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
Тем не менее, на его взгляд, Брюссель может пойти на ослабление ограничительных мер против Москвы, так как они демонстрируют свою неэффективность.
Хотя Москва фактически не имела никакого влияния на брексит, некоторые считают итоги британского референдума победой президента Владимира Путина. Однако не существует никаких признаков того, что в результате Россия окажется в выигрыше. Более того, она может оказаться одной из проигравших, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
На протяжении предвыборной кампании противники брексита пытались припугнуть избирателей Путиным, чтобы сохранить статус-кво. Так, премьер-министр Дэвид Кэмерон утверждал, что российский президент и лидер ИГИЛ будут приветствовать выход Великобритании из ЕС.
Министр иностранных дел Филип Хэммонд уверял, что Россия — единственная страна, желающая, чтобы Соединенное Королевство покинуло европейскую организацию.
После объявления итогов референдума дипломат заявил, что теперь Путин пребывает в хорошем настроении, потому что появилась вероятность ослабления европейских санкций.
Некоторые американские эксперты также предположили, что брексит будет выгоден Кремлю. «Сегодняшние события — это большая победа для внешней политики Путина. Отдайте ему должное», — написал в Twitter бывший посол США в России Майкл Макфол. В другом сообщении он пояснил, что российский президент «горевал по распаду СССР и Варшавского договора, поэтому он с радостью наблюдает за расколом европейского единства».
Российские власти с насмешкой отнеслись к подобным утверждениям. Глава МИД РФ Сергей Лавров отказался комментировать заявление Хэммонда, сославшись на отсутствие «медицинского образования». Сам Путин заявил, что противники брексит упоминали его только, чтобы «повлиять на общественное мнение в собственной стране», но их попытка оказалась безуспешной. Он добавил, что выход Британии из Евросоюза может иметь негативные последствия для России и не повлияет на политику европейцев в отношении санкций.
Однако, подчеркивает Бершидский, в словах Хэммонда и Макфола что-то есть. Высокопоставленные чиновники и политические союзники Путина дали ясно понять, что ждут от брексита позитивных последствий.
«Без Великобритании в ЕС уже некому будет так рьяно отстаивать санкции против нас», — написал в Twitter мэр Москвы Сергей Собянин.
А официальная представительница МИД РФ Мария Захарова опубликовала в Facebook длинный пост, «наполненный нескрываемым злорадством».
Иными словами, поясняет автор статьи, Россия надеется, что ЕС смягчит свои позицию. Тем не менее, неясно, как брексит отразится на продлении санкций, которое должно быть одобрено единогласно. Немецкий канцлер Ангела Меркель продвигала эти меры гораздо активнее Кэмерона, и Путин должен понимать, что Германия играет в этом вопросе важнейшую роль.
В любом случае, считает Бершидский, даже до британского голосования была заметна усталость от санкций, которые не помогают застопорившему мирному процессу на востоке Украины. Уже фактически решенное продление ограничительных мер на полгода может оказаться последним, после чего ЕС пойдет на послабление. Но дело не в брексите, а сомнительной эффективности санкций.
Причина, по которой Путин может хотеть ослабления Евросоюза, необязательно связана с санкциями. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что Россия не заинтересована в дестабилизации ее крупнейшего торгового партнера. Но российский президент всегда ставит геополитику выше экономики, поэтому это соображение вторично по сравнению с целью ослабить влияние США на Европу.
«По-моему самое главное долгосрочное последствие всего этого — выход оторвет Европу от англосаксов, то есть от США», — написал в Facebook уполномоченный при президенте РФ по правам бизнесменов Борис Титов. — Это не независимость Британии от Европы, а независимость Европы от США». Схожие идеи, отмечается в статье, высказывала в своей публикации и Захарова, обвинив страны ЕС в потворстве американцам в вопросах внешней политики.
Одна из причин, по которой Москва поддерживает евроскептиков — это их антиамериканизм, утверждает Бершидский: «Раскол между ЕС и США принесет пользу Путину не только потому, что ослабит санкции — он снизит уровень того, что российский президент считает угрозой своему режиму со стороны Соединенных Штатов».
Между тем совсем неочевидно, что американское влияние на Европу ослабнет. В ЕС есть другие ориентированные на США участники — Польша, страны Балтии и даже Германия.
Выход Британии не означает рост антиамериканских настроений в других европейских государствах, «разве что брексит не приведет к дальнейшему успеху евроскептиков на выборах и появления в парламентах большего числа союзников Путина».
К тому же есть шанс, что европейские лидеры укрепят альянс. Без британцев, которые часто придерживались собственного курса, ЕС может стать сплоченнее и если США сыграют свою роль, то брексит окажется помехой для внешнеполитических целей Путина.
Вопрос санкций и долгосрочные проекты ЕС, а также отношения союза с США всегда больше зависели не от Соединенного Королевства, а континентальной Европы. Брексит не изменит этого положения вещей.
Однако Путин может получить один очевидный выигрыш от британского выхода. Занятая после брексита реформами и переговорами с Лондоном, Европа не будет обращать особого внимания на постсоветские государства, желающие присоединиться к блоку. А значит, увеличивается шансы того, что попытки Украины вырваться из сферы влияния России обернуться провалом, заключает Леонид Бершидский.