Середина 2017 года может стать “точкой окончательного отсечения Донбасса от Украины”, заявил на пресс-конференции в Москве политолог Алексей Чеснаков, близкий к Кремлю.
По его словам, Киев сорвал все договоренности, достигнутые на заседании лидеров России, Франции, Германии и Украины в Париже минувшей осенью.
Чеснаков напомнил, что договоренности предусматривали четыре первоочередных пункта.
Это разведение вооруженных сил двух сторон на безопасное расстояние и введение на нейтральную территорию усиленной миссии мониторинга ОБСЕ.
Затем Украина должна была ввести в действие конституционный статус ЛДНР по формуле Штайнмайера-Грызлова.
“Все законы – филькина грамота, пока в Конституции не будет зафиксирован постоянный особый статус. Иначе в последующем любой Ляшко или другое животное на Украине может отменить все поправки в законодательстве”, – сказал Чеснаков.
Третьим пунктом договоренностей в Париже был последующий отвод военной техники от линии фронта.
Четвертым пунктом является объявление амнистии, напомнил эксперт.
“Пока эти пункты не будут выполнены, все остальные будут зависать в воздухе”, – подчеркнул Чеснаков.
Он также выразил уверенность, что российская сторона будет считать нецелесообразным встречу в формате Нормандской четверки до выполнения упомянутых выше четырех пунктов.
“Как только четыре пункта будут выполнены, повестка дня может быть наполнена следующими заданиями. А сейчас чего встречаться? Для чего? Чтобы еще раз послушать стенания об “агрессии” и “передаче границы”? Прошел почти год, и Украина не выполнила свои обязательства”, – констатировал Чеснаков.
По его словам, пока что надежды на изменение позиции Киева немного.
“Мы фиксируем, что никакого оптимистического сценария до конца 2016 года быть не может”, – говорит Чеснаков.
“У двух сторон принципиально разные подходы. Украина считает, что единственный способ – подавление, уничтожение республик, восстановление действующего законодательства на эти территории, удаление “сепаратистов”. Другие варианты даже не рассматриваются”, – пояснил он.
“Однако, чем дольше будет длиться процесс урегулирования по тем лекалам, которые существуют, тем меньше вероятности того, что Донбасс может жить с Украиной в одном государстве. Они просто расходятся. Если вы посмотрите на политическую жизнь в самой Украине и на территории Донбасса, вы увидите процессы, которые дальше и дальше разводят их от возможности объединения. И чем дальше, дольше ОБСЕ и другие европейские структуры будут заниматься просиживанием штанов и уговариванием украинской стороны, что ей нужно что-то делать, тем меньше вероятности того, что Донбасс вернется на Украину. Я считаю, что такой точкой отсечения станет середина следующего года. Тогда может стать окончательно понятно, что процессы зашли в тупик”, – не исключил Чеснаков.
“Если вы ставите задачи мирного урегулирования – вы должны адаптировать законодательство под ситуацию на Донбассе. В противном случае, например, если украинские партии будут экспортированы на Донбасс, это еще больше отдалит урегулирование. Что важно для Украины?
Если мы хотим, чтобы была восстановлена страна, и Донбасс жил с Украиной в каком-то едином конституционном пространстве, должен быть услышан голос Донбасса. Людей, которые отстаивали свою позицию с оружием в руках. Они не отойдут с позиций на фронте, если будут осознавать, что завтра окажутся уничтожены. Поэтому нужно садиться и работать по четырем пунктам. Сделать их повесткой ближайшего полугодия. Тогда мирный процесс будет сдвинут с мертвой точки”, – говорит Чеснаков.