Досье — Киев

Есть ли будущее у альянса России, Турции и Ирана?

Политическими итогами несостоявшегося государственного переворота в Турции могут стать совершенно неожиданные глобальные изменения не только в Кавказском регионе, но и в странах Черноморско-Каспийского бассейна, а также возможно Сирии и Ираке. Об этом говорят важные заявления президентов Ирана Хасана Рухани и Турции Реджепа Эрдогана, которые были сделаны на днях во время телефонного разговора двух лидеров, а также чуть более ранние заявления российского президента Владимира Путина.

Как сообщило информационное агентство IRNA, президент Эрдоган в ходе разговора с иранским коллегой сделал важное заявление о том, что, его страна готова предпринимать усилия по восстановлению в регионе мира и стабильности и активно способствовать решению региональных проблем совместно с Ираном и Россией.

«Мы сегодня больше чем прежде полны решимости рука об руку с Ираном и Россией, во взаимодействии с ними способствовать решению региональных проблем и намерены активизировать усилия по возвращению мира и стабильности в регион», — цитирует IRNA турецкого президента.

В ходе беседы он также проинформировал Рухани о текущей ситуации в Турции, отметив, что ситуация постепенно нормализуется, но пока «говорить о том, что все закончилось рано».

Со своей стороны Рухани заметил, что эра переворотов закончилась, танки и вертолеты уже ничего не решают, добавив при этом, что доволен стабильностью демократически избранного правительства в Турции: «Мы рады, что сегодня являемся свидетелями возвращения стабильности и безопасности в Турции», написал президент в своем сообщении в Twitter.

Напомним, что Президент России Владимир Путин по инициативе российской стороны в воскресенье 17 июля также провел телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Эрдоганом в котором подчеркнул принципиальную и категорическую позицию России недопущении антиконституционных переворотов и актов насилия в любом государстве.

Также президент России выразил соболезнования в связи с жертвами в результате попытки военного переворота, а также пожелал «скорейшего восстановления устойчивого конституционного порядка и стабильности в Турции». И что немало важно, оба президента подтвердили договоренность о возможности личной встречи.

Отметим, что это был второй телефонный разговор лидеров двух стран после того, как турецкие ВВС сбили в небе над Сирией российский бомбардировщик Су-24. Первый разговор состоялся в среду 29 июня по инициативе российской стороны после того как президент Эрдоган в своем послании Владимиру Путину извинился за сбитый самолет и выразил слова сочувствия и соболезнования в связи с гибелью его пилота. Он уже тогда заявил, что Турция не хотела бы портить отношения с РФ, так как Москва является стратегическим партнером для Анкары.

Итак, налицо важные декларации трех крупнейших региональных игроков — России, Турции и Ирана нацеленных, как нам представляется на пересмотр расстановки сил и устранение дисбаланса в региональной политике.

Вот уже на протяжении всего последнего десятилетия наблюдается кризис устоявшихся отношений, при которых внерегиональные державы — США и ряд стран Европы пытаются диктовать странам Ближнего Востока, в частности Сирии, Ираку и другим свои принципы и правила игры, отвергая и порой грубо попирая общие интересы стран региона.

В результате мы имеем зону сплошной нестабильности, начиная от Джамму и Кашмира через Афганистан, Ирак, Сирию и так до Балкан, захватывая юго-восток Украины. Особое место в этой «гряде нестабильности» занимает Закавказье или Южный Кавказ, как уже принято говорить. За время прошедшее с распада СССР, здесь образовалось несколько государственных образований, ставших частью новой Кавказской реальности. Речь идет о частично признанных новых государствах Абхазии и Южной Осетии и пока еще непризнанной, но де-факто существующей Нагорно-Карабахской республике.

Что означают слова, сказанные Эрдоганом о готовности Турции активизировать усилия по возвращению мира и стабильности в регион? Касается ли это заявление вышеуказанных государственных образований Кавказа? По крайней мере, есть основания полагать, что этот вектор имеет шанс получить мощный импульс для дальнейшего развития.

При этом не исключено, что эти три крупнейших государства региона могут превратиться в новый центр притяжения, важным гуманитарным и надежным экономическим перекрёстком для обширного пространства в общей системе координат сформировавшейся многополярной мировой архитектуры.

Дмитрий Медоев — государственный деятель и дипломат Южной Осетии,
первый Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в России