Внезапная смена российского посла на Украине интересна многими совпавшими факторами.
Во-первых, не могу не напомнить, что политики и экспертное сообщество Киева погружены в истерику в ожидании переворота, о котором в столице «самой европейской страны» не говорит только ленивый.
Во-вторых, отставленный посол Михаил Зурабов в последние месяцы не сделал ничего, что могло бы вызвать внезапное изменение отношения Кремля к целесообразности его дальнейшего пребывания в Киеве. Если поводом для отставки не стали: государственный переворот февраля 2014 года, слабая позиция в ходе первого «Минска» и слишком большая склонность к учёту украинской позиции в бытность представителем России в контактной группе, а также абсолютное невосприятие посла в ДНР/ЛНР, — то что могло произойти в средине отпускного июля? В конце концов, даже дружба с украинским президентом Петром Порошенко, как бы мы ни относились к ней с точки зрения морали, с позиций дипломатической целесообразности играла в плюс послу, поскольку открывала личный неформальный канал доступа к главе государства. За такую возможность многие дипломаты безуспешно сражаются годами и десятилетиями.
В-третьих, одновременно с Зурабовым с Киевом попрощался его американский коллега Джеффри Пайетт. Хотя было бы логично додержать его до конца выборов в США. А там — либо Клинтон его оставила бы, либо Трамп бы заменил. Пайетт курировал украинский переворот и лично конструировал действующий режим, а лошадей на переправе не меняют.
Посол США на Украине Джеффри Пайет и премьер-министр Украины Арсений Яценюк
во время совместных учений Fearless Guardian — 2015
В-четвёртых, из околомидовских и околокремлёвских кругов начал не только распространяться слух просто о срочном назначении нового посла, но даже уверенно стали называть одного кандидата — Михаила Бабича, президентского полпреда в Приволжском федеральном округе. Между тем, когда под занавес президентства Виктора Ющенко меняли Виктора Черномырдина, никто не торопился. Черномырдин был снят 9 июля 2009 года. Указ о назначении Зурабова был опубликован 18 августа, а к исполнению своих обязанностей он официально приступил только 25 января 2010 года. Верительные же грамоты он вручил уже новоизбранному президенту Виктору Януковичу 2 марта того же года. Полгода Россия прожила без полномочного посла на Украине, и ничего не случилось. Кстати, тогда сотрудники посольства не испытывали таких трудностей, как ныне, когда их деятельность практически блокирована, а отношения между государствами, хоть и были не блестящими, всё же не находились в точке замерзания.
Итак, что мы имеем?
Кураторы режима Порошенко от США и России внезапно покидают Украину именно в тот момент, когда режим испытывает критические трудности — вступил во внутриполитический кризис, разрешение которого даже традиционно оптимистичные украинские эксперты видят в форме государственного переворота.
Россия торопится с назначением нового посла в страну, где работа посольства, мягко говоря, затруднена. Торопится настолько, что обсуждение новой кандидатуры началось без паузы — Зурабов ещё прощальные визиты в Киеве не нанёс, а московские политики уже готовы провожать его преемника. Да и единственная обсуждаемая кандидатура преемника интересна. Это не просто бывший офицер-десантник с богатым опытом работы в бизнесе и государственных структурах. Михаил Бабич, которого прочат в сменщики Зурабова, в 2002 году был назначен председателем правительства Чеченской Республики. Правда, местная элита выдавила чужака за три месяца. И тем не менее, вспомним, что тогда должность Бабича предполагала работу по трём основным направлениям:
- завершение борьбы с боевиками;
- восстановление разрушенной промышленности и инфраструктуры;
- контроль местных элит и формирование адекватной административной вертикали.
По-моему, много общего с нынешней ситуацией на Украине. Причём я сомневаюсь, что в 2002 году Путин мог назначить в Чечню случайного человека. Слишком велика была цена вопроса.
Президент России Владимир Путин во время встречи с главой Чеченской Республики Ахматом Кадыровым
и председателем Правительства Чеченской республики Михаилом Бабичем в Кремле. 15 декабря 2002 года
Мы не знаем, будет ли Бабич назначен. Но уже сам факт обсуждения именно его кандидатуры свидетельствует о том, какого развития событий на Украине ожидают в Москве.
Личные контакты Зурабова и Порошенко могут стать ненужными только в одном случае. Если есть полная уверенность в том, что скоро контактировать будет не с кем. Срочное назначение кризисного управленца с опытом работы на территории, реинтегрированной в результате разрушительной войны, где уничтожена старая и ещё не создана новая (из новых людей) административная вертикаль, также свидетельствует в пользу того факта, что развитие событий в Киеве по худшему из возможных сценариев ожидается в ближайшее время.
Уход Пайетта, при том, что резидентура ЦРУ в посольстве и его представительство в СБУ продолжают работать, показывает, что американцы также не считают, что в ближайшее время в Киеве будут применимы политические методы.
Два государства, два геополитических конкурента, глубоко, хоть и с разных сторон, вовлеченные в украинский конфликт, предпринимают синхронные действия по передаче кураторства Украины из рук специалистов по «мягкой силе» в руки кризисных управленцев с опытом проведения спецопераций.
Могут Москва и Вашингтон одновременно ошибиться? Могут, но маловероятно.
Может замена Пайетта и Зурабова быть простым совпадением? Может, но маловероятно.
Может Порошенко удержаться, несмотря на то, что все его списали? Может, в политике случаются разные неожиданности. Но это совсем уж маловероятно. На Украине он был никому не нужен и всем мешал с первого дня своего президентства. Удерживался он фактически только потому, что и Москва, и Вашингтон, и Париж с Берлином, хоть и по разным причинам, но были заинтересованы в заморозке сценария распада Украины на определённый период. США поначалу надеялись создать жизнеспособный русофобский режим, по образцу Саакашвили. На последнем этапе они просто хотели пройти без эксцессов президентский избирательный цикл, с тем, чтобы предоставить решение судьбы Украины уже следующей администрации.
ЕС было необходимо гарантировать украинский газовый транзит до ввода в строй хотя бы «Северного потока-2» (ожидается в начале 2019 года).
России просто недоставало ресурсов, чтобы одновременно вести активную политическую игру на европейском направлении (сражаясь с американцами за ЕС), поддерживать Асада в Сирии, принуждать к миру Турцию, следить за провокационной деятельностью балтийских лимитрофов, чтобы ещё и производить уборку за украинским режимом.
Все выжидали, когда обстоятельства изменятся и предоставят шанс на активную игру.
Судя по тому, что происходит, обстоятельства, как это часто бывает, изменились раньше, чем всем хотелось бы, и не самым лучшим образом. Похоже, что в возможность удержать ситуацию на Украине в состоянии заморозки даже совместными усилиями и хотя бы до конца года уже не верит никто. Порошенко не жалко: жадный кондитер сам выбрал свою судьбу. Но когда он падёт, начнётся игра с листа, в режиме блица — манёвренная политическая война, осложнённая реальными боевыми действиями и террором нацистских банд, окончательно вышедших из-под контроля.
Такие партии динамичны и представляют большой интерес для сторонних наблюдателей, но жить на территории, на которой подобная партия разыгрывается, я бы не пожелал даже врагу.