Обычно выборы в США представляют собой «фабрику звёзд», на которой зажигают заранее раскрученные «продюсерами» политические шоумены. Однако в этот раз, судя по неподдельному разгулу страстей, налицо реальная схватка. В чём же дело? Похоже, в некогда сплочённых «продюсерских» рядах произошёл раскол: разные элитные группы по-разному видят будущее миропорядка.
Два сценария выхода из кризиса
Несмотря на кажущееся всевластие «единственной сверхдержавы», американский проект глобализации находится в кризисе. Ещё двадцать пять лет назад добрая половина человечества верила в «конец истории», означавший построение однополярного мира во главе с США и триумф либеральных ценностей в их соблазнительной постмодернистской упаковке. Вечной казалась и глобальная экономика, основанная на монополии доллара как мировой резервной валюты.
Однако сегодня «американская звезда» неумолимо клонится к закату. Россия, Китай и Индия всё увереннее бросают вызов американской гегемонии, продвигая многополярный проект мироустройства. Либеральные ценности вызывают отторжение в различных уголках Земли, включая страны Запада. Наконец, глобальная «долларовая пирамида» покрывается трещинами – госдолг США уже перевалил за отметку в 100 процентов от ВВП, а страны БРИКС создают параллельную финансовую систему и переходят к торговле в национальных валютах.
Впрочем, главная проблема, по мнению экономиста Михаила Хазина, состоит в повсеместном падении совокупного спроса. Сегодня его больше невозможно искусственно подстёгивать с помощью печатания зелёных фантиков и дальнейшей кредитной накачки. Положение мог бы спасти захват ранее не освоенных рынков, но западная экономика после распада СССР стала глобальной – не марсианам же сбывать товары!
В общем, Америка стоит на распутье, и её элитам предстоит сделать выбор из двух сценариев.
Первый вариант – любой ценой сохранить нынешний проект глобализации. Но поскольку политэкономическими и культурными пряниками этой цели уже не добиться, Штатам придётся по максимуму задействовать свой военный кнут – провоцировать войны и революции, пытаясь утопить конкурентов в волнах хаоса. Теоретически это даёт им шанс предстать в роли «островка стабильности» на фоне планетарной бури, обнулить долги и перезагрузить «долларовую пирамиду».
Вот только на начальном этапе указанный сценарий предполагает дальнейшее печатание зелёных фантиков при низкой ставке ФРС. Это неминуемо запустит гиперинфляцию и приведёт к банкротству американской промышленности при сохранении отменного здоровья (и аппетита!) у наднациональной финансовой аристократии. То есть о чём идёт речь? Спасение глобальной финансовой системы должно произойти за счёт экономики США, что отчасти напоминает прожекты Льва Троцкого, собиравшегося бросить Россию в топку мировой революции.
Но у американской элиты есть и второй путь – признать поражение своего проекта глобализации, вместе с другими игроками плавно разобрать «долларовую пирамиду» и смириться с распадом единой финансовой системы на региональные валютные зоны. Да, в случае краха «империи доллара» банкротство ждёт как банки, так и предприятия реального сектора. Но, по крайней мере, американская экономика сможет оттолкнуться от дна и выйти на траекторию роста.
Для реализации этого сценария Штатам придётся отступить на мировой арене и временно уйти в самоизоляцию. Им потребуются «стратегическая пауза», чтобы создать внутри себя новую модель развития, используя свои преимущества как главной научной лаборатории XXI века. Но в случае успеха именно Америка получит великолепные шансы первой прорваться в будущее – то есть стать лидером следующего технологического уклада и через 30–40 лет снова захватить лидерство.
Циклы американской истории
Кризис нынешней модели глобализации усугубляет внутриамериканский кризис, связанный с завершением очередного восьмидесятилетнего цикла истории США. Что имеется в виду?
По мнению петербургского историка и футуролога Сергея Переслегина, Соединённые Штаты примерно раз в 80 лет меняют свою структуру, а для этого им требуется революция и гражданская война.
«Каждый такой опыт даёт встряску населению, разрубает гордиев узел накопившихся противоречий и позволяет стране приобрести новое качество, — полагает эксперт. — Скажем, Война за независимость 1775–1783 годов одновременно являлась и гражданской войной, поскольку за сохранение тесных связей с Британией выступала часть американской элиты. Эта встряска помогла Америке заложить фундамент ускоренного построения капитализма. Ещё через восемьдесят лет, в 1861–1865 годах произошла Гражданская война между Севером и Югом, после которой северные промышленники создали самую сильную индустриальную державу на планете».
По мнению Переслегина, в последний раз США оказались на исторической развилке в 1930-е годы, когда они стояли на пороге социалистической революции с последующим противостоянием между «красными» и «белыми». При таком сценарии Штаты могли к 1955 году превратиться в усовершенствованную версию СССР. А дальше Вашингтон занимался бы своим любимым делом – продвижением глобализации, только под красными знамёнами.
На вероятность такого сценария указывали социалистические реформы 1930-х годов и бешеная популярность левых идей среди американцев. Памятником этой «красной» эпохе стал, например, великолепный роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева». Однако президент Франклин Делано Рузвельт вывел Америку из Великой депрессии путём не гражданской, а мировой войны. Не меняя своей внутренней структуры, Штаты начали продвигать свой проект глобализации под либеральные лозунги.
Да, Вашингтону удалось ловко сбросить свои проблемы вовне, но отказ от внутренней перестройки имел и оборотную сторону – непрочность американской модели. Долларовая система исчерпала себя уже к началу 1970-х годов, поскольку к тому времени Штаты проглотили одну треть планеты, включая поверженную Западную Европу. Однако США смогли выправить своё положение — успех, которым они обязаны президенту Ричарду Никсону и стратегу Генри Киссинджеру.
Что же сделали США? Во-первых, они запустили политику разрядки, добились улучшения отношений с СССР и КНР и спровоцировали советско-китайскую ссору. Далее. Они отвязали доллар от золота, после чего начали печатать в неограниченных количествах бумажки с портретами президентов США. Но чтобы американская валюта всё-таки получила хоть какое-то обеспечение, они договорились с Саудовской Аравией о международной торговле нефтью исключительно за свои зелёные фантики. Так родился нефтедоллар, сердцевина всей глобальной экономики. Кроме того, Штаты начали вывозить свою промышленность в Китай, обеспечив собственное население дешёвыми товарами. А, чтобы подстегнуть совокупный спрос, принялись раздавать кредиты направо и налево.
Хитрая комбинация? Может быть. Но силу врождённого изъяна американского проекта Штаты не могли долго развиваться без внешних подпиток. Да, крах СССР позволил США продлить свою блистательную агонию – на переваривание бывшего соцлагеря ушла четверть века.
Но уже к 2010-м годам, через 80 лет после Великой депрессии, американские элиты встали перед тем же выбором, что и во времена Рузвельта. И этот выбор прост: или гражданская, или мировая война.
Глобалисты ставят на Хиллари Клинтон
Нельзя сказать, чтобы американский правящий класс не осознавал серьёзности вызовов. Само появление на политическом небосклоне звезды Барака Обама означало готовность части заокеанской элиты сбросить с себя великодержавное бремя и перейти к самореформированию. Не случайно 44-го президента нередко сравнивают с Михаилом Горбачёвым – он действительно собирался радикально изменить Штаты и весь мир.
Однако полностью реализовать свои планы Бараку Обаме не удалось – его «новое мышление» столкнулось с противодействием со стороны «американского ГКЧП», олицетворяемого Хиллари Клинтон, Викторией Нуланд и др. Их цель – любой ценой сохранить американский проект глобализации, даже если для этого придётся поставить человечество на грань конфликта, сопоставимого со Второй мировой войной. Именно «железная Хиллари», будучи госсекретарём США, готовила «арабскую весну», провоцировала кровопролитие в Ливии и Сирии. А после ухода в отставку она безжалостно подрывала Украину через свою протеже Викторию Нуланд подобно тому, как её супруг в 1990-е годы громил Югославию.
Лишь благодаря усилиям российского президента Владимира Путина и Барака Обамы удалось локализовать разжигаемые «ястребами» пожары. Так, в 2013 году лидеры России и США договорились на петербургском саммите «Большой двадцатки» о вывозе химического оружия из Сирии, что позволило Дамаск от ковровых бомбардировок. А в 2015-м с помощью Минских соглашений удалось подморозить конфликт на Украине и достичь «ядерного компромисса» с Ираном. То есть группа заокеанской элиты, олицетворяемая Обамой, смогла с опорой на Россию вовремя надевать смирительные рубашки на представителей «партии войны».
Однако теперь «ястребы» рассчитывают на реванш, надеясь усадить в Овальный кабинет Хиллари Клинтон. Но если в начале года победа «железной леди» казалась предопределённой, то сейчас в её избирательном штабе царит паника. Кандидат от демократов кажется американцам типичным продуктом ненавистного им истеблишмента: её появления на публике – постановочны, имидж молодящейся старухи – ущербен. Да и шельф тянущихся за ней скандалов отталкивает многих.
При этом за время кампании Клинтон не выдвинула ни одной свежей идеи, сведя свою риторику к мантре: «Трамп – чудовище, а меня женщины любят».
Похоже, её спонсорам даже пришлось сфальсифицировать результаты праймериз в ряде штатов, чтобы не допустить победы Берни Сандерса. Однако глобалисты упрямо цепляются именно за кандидатуру Клинтон, поскольку она по своему психологическому складу способна без колебаний начать большую войну. Вспомните, с каким садистским ликованием она встретила в 2011 году новость о мученической смерти Каддафи.
Дональд Трамп – надежда изоляционистов
«Со всеми моими зданиями я стою 8 миллиардов 700 миллионов долларов. Говорю об этом не для хвастовства, а потому что нашей стране сейчас нужны такие люди, как я», — начал свою дебютную предвыборную речь республиканец Дональд Трамп. Эксцентричный миллиардер действительно стал главной звездой нынешней гонки. Каждая его выступление – это сенсация, каждый твит – бомба, а каждое заявление – повод для скандала.
На первый взгляд, Дональд Трамп не имеет ничего общего со своим избирателем – белым мужчиной из беднеющего среднего класса. Где эта жертва финансового кризиса, а где строительный магнат, живущий с женой-моделью в сияющих золотом апартаментах? Однако избиратели видят в республиканце воплощение «американской мечты» — человека, который сам себя сделал. К тому же Трамп принадлежит к реальному сектору, то есть кажется почти пролетарием на фоне биржевых спекулянтов.
Неудивительно, что именно такой типаж стал надеждой заокеанских изоляционистов, которые собираются спасать американскую экономику в ущерб мировой финансовой системе. Они считают, что США должны срочно избавиться от бремени глобализации и заняться решением внутренних проблем, чтобы создать надёжную почву для возвращения лидерства. Именно в этом контексте нужно рассматривать два главных лозунга кампании Трампа – «Сделай Америку снова великой» и «Сначала Америка».
«Мы оказались в нынешнем положении из-за того, что променяли политику американизма на политику глобализма, позволяющую обогащаться крупным корпорациям за счёт американской экономики», — сетует республиканец. Как же выйти из этой ситуации? Трамп предлагает заняться снижением астрономического госдолга, из-за чего Штаты, по его словам, оказались в положении Греции, перевести промышленность из Азии обратно в США и (внимание!) сбросить ярмо американской гегемонии. Именно поэтому он не прочь избавиться от НАТО, ВТО и прочих «вампиров», высасывающих из американцев все соки.
По сути, элитная группа имени Трампа делает ставку на переход от однополярного к многополярному миру, в котором Америка станет одним из полюсов. Вот только как осуществить этот переход плавно? Необходимо договариваться с другими мировыми игроками.
И, судя по всему, американские «изоляционисты» сделали ставку на Россию как на политического модератора БРИКС. Именно так следует понимать реверансы Трампа в сторону нашей страны, когда он хвалит лидерские качества Владимира Путина и обещает рассмотреть вопрос о признании Крыма частью РФ и отмене антироссийских санкций.
Кроме того, эпатажный республиканец надеется, став президентом, за счёт сближения с Россией разрушить российско-китайский альянс, появление которого он называет «глупостью Обамы». Здесь явно чувствуется школа Киссинджера, главного советника Трампа.
Американский стратег уже проворачивал подобный трюк в 1970-е, когда на фоне политики разрядки добился разрыва между СССР и Китаем.
Элита США пока оставляет себе пространство для манёвра
Итак, в ходе нынешних президентских выборов американскому истеблишменту предстоит принять окончательное решение о судьбе США и всего миропорядка. Попытаются ли они спасти нынешний проект глобализации ценой масштабных геополитических катаклизмов? Или попробуют создать внутри Америки новый футуристический проект, для чего придётся за счёт внутренних потрясений демонтировать общество изнеженных потребителей?
Пока заокеанский истеблишмент оставляет себе пространство для манёвра в обоих направлениях. Провокационное поведение НАТО под боком у России, активность исламистов на Ближнем Востоке, нагнетание террористической угрозы в Европе и напряжённость в Южно-китайском море… Всё это означает, что сценарий под названием «Третья мировая война» пока не отложен в долгий ящик. И если Хиллари Клинтон победит на выборах, то она может столкнуть человечество в пропасть глобального конфликта.
С другой стороны, в самих США налицо достаточно предпосылок для начала гражданской войны. Теракты исламистов, постоянные волнения на расовой почве и ментальный раскол между жителями побережий и провинцией – всё это свидетельствуют о том, Штаты превратились в пресловутый Йеллоустонский вулкан, который в любой момент может начать извергаться. Причём своими действиями Барак Обама вольно или невольно добавил дровишек в этот тлеющий костёр. Так, легализация однополых браков на территории всей Америки и запрет флага Конфедерации (символ Юга в Гражданскую войну 1861-1865 годов) вызвал волну недовольства в консервативных штатах. Неслучайно в богатом Техасе стало набирать популярность движение за отделение от США, вдохновившее сепаратистов по всей стране.
Внутриполитическую ситуацию усугубляет и растущая популярность за океаном радикальных идеологий – как правых, так и левых. Ещё недавно на коммунистов в Штатах охотились, как на ведьм, а само слово «социализм» считалось синонимом к понятию «советская угроза». Однако сегодня левые идеи уверенно покоряют сердца молодых американцев, о чём свидетельствует яркое выступление на праймериз Берни Сандерса. Впрочем, не меньшим спросом пользуются и крайне правые идеи – мощная волна, на гребне которой и всплыл Дональд Трамп.
Конечно, возросший политический плюрализм за океаном можно только приветствовать. Вот только противостояние носителей двух полярных идеологий может стать ещё одним катализатором для гражданской войны. Скажем, если президентом станет консерватор Дональд Трамп, то против «фашиста» немедленно ополчатся леваки всех мастей. А если бы на выборах вдруг победил «красный Берни», то против «коммуняки» взбунтовались бы уже жители «библейского пояса».
Brexit сыграл на руку изоляционистам
Пока изоляционисты имеют больше шансов на победу в США, чем глобалисты. На руку этой группировке играет новая расстановка сил на мировой арене. Так, свой стратегический выбор уже сделал другой участник англосаксонского ядра – Великобритания («Столетие» писало об этом 06.07.2016). Брексит означает, что Лондон сделал ставку на разрушение важнейших институтов американской гегемонии вроде Евросоюза и скорое появление многополярного мира. В нём Англия надеется стать посредником между региональными валютными зонами – за счёт возвращения к золотому стандарту и тесному симбиозу фунта и юаня. Кстати, во время референдума Дональд Трамп побывал в Шотландии, фактически поддержав английский бунт на «евроатлантическом корабле».
Впрочем, группировка глобалистов пока ещё имеет шансы отыграться, хотя до выборов остаётся всего три месяца. Для этого им нужно срочно организовать крупный международный кризис, чтобы на фоне дымящихся руин заявить: «Разве вы не видите, в каком неспокойном мире мы живём? Справиться с этими вызовами под силу только сильному лидеру вроде Клинтон, а не российскому агенту Трампу». Восемь лет назад, «ястребы», чтобы добавить очков Джону Маккейну в противостоянии с Обамой, спровоцировали пятидневную войну в Южной Осетии. Однако сейчас, на фоне очередной Олимпиады им нужны куда более масштабные потрясения. И не исключено, что уже скоро они дадут команду «фас» своим киевским клиентам, разморозив конфликт на Востоке Украины. Но поскольку одной лишь войной на Донбассе теперь не отделаешься, «ястребам» придётся поджигать Сирию, Прибалтику, Приднестровье, Среднюю Азию и так далее.
Удастся ли глобалистам активировать хотя бы две-три «горячие точки»? Весьма сомнительно. И даже если план «партии войны» сработает наполовину, её авантюра может стать для агрессоров «последним дембельским аккордом». Их оппоненты в западном истеблишменте наверняка воспользуются ситуацией, чтобы вместе с Россией окончательно сбросить с властного Олимпа эту группу безумцев.
Как бы то ни было, именно наша страна должна в грядущих событиях сыграть ключевую роль. Поэтому «российский фактор» стал одной из важнейших тем американской гонки.
Нет, дело вовсе не в том, что «отсталая страна-бензоколонка, чья экономика разорвана в клочья американскими санкциями», вмешивается во внутренние дела сверхдержавы. Просто Россия, как политический лидер коалиции БИРКС, объективно становится одним из ключевых творцов будущего миропорядка. И не исключено, что определять контуры геополитического устройства в XXI веке Москва и Вашингтон будут в тесной координации, как это уже происходило в Ялте в 1945 году.