На днях Госстат Украины обнародовал данные о демографической ситуации в первом полугодии текущего года: за полгода население страны уменьшилось еще на 87 тыс. человек. Всего же за 25 лет Независимости – на 9,5 млн. Если в 1991 году население Украины составляло почти 52 млн человек, то сейчас, согласно статистике, осталось 42,7 млн.
Однако на самом деле даже эта цифра чересчур оптимистична, поскольку здесь посчитаны и жители неподконтрольной Киеву части Донбасса и те миллионы соотечественников, которые постоянно проживают и работают за границей. Сколько их там – точно не знает никто.
По данным Федеральной миграционной службы РФ, в России находится около 2,5 млн граждан Украины — и приехавших на работу, и беженцев из Донбасса, и бежавших от репрессий киевских путчистов. Польша не так давно заявляла о том, что приняла у себя миллион «заробитчан». Остальные страны Европы тоже постоянно рапортуют о росте числа мигрантов с Украины.
Большинство трудовых мигрантов готовы ехать куда угодно, даже не в самые благополучные страны, в надежде там легализоваться и затем уже переехать в более развитые государства Евросоюза. Едут не только чернорабочие, как раньше, но и программисты, и молодые ученые. По данным опроса одной из украинских рекрутинговых служб, половина «белых воротничков» на Украине подумывает об эмиграции, а каждый пятый решительно настроен покинуть страну.
С учетом тех, кто уже уехал, реальное количество проживающих в стране эксперты оценивают сейчас в 36–38 млн человек. А поскольку выезжают прежде всего молодые и трудоспособные, значительное число остающихся — дети и люди пенсионного возраста. Численность трудоспособного населения в стране сокращается, однако даже им работы уже не хватает.
Сейчас официально безработными являются около 10% населения трудоспособного возраста. Показатели занятости достигли исторического минимума, а уровень заработной платы позволяет только выживать. Согласно данным Госстата Украины, доля домохозяйств, субъективно относящих себя к бедной части населения, составляет 72,3%. А доля считающих себя средним классом сократилась за последние два года до 0,7%.
Можно считать, что это все следствие той политики, которую проводит нынешняя власть. Ее вина здесь, несомненно, есть. Однако на самом деле майдан и последовавшие за ним события лишь ускорили процессы, которые идут в стране еще с начала 1990-х годов.
После распада Советского Союза и разрыва связей с предприятиями бывшего СССР в течение нескольких лет прекратили существование многочисленные наукоемкие производства, закрылись сотни научно-исследовательских институтов, а гиганты индустрии перешли на изготовление ложек и тачек-«кравчучек». На Украине фактически началась волна деиндустриализации, серьезно изменившая структуру экономики. Именно это и привело к чудовищным социальным последствиям. Сотни тысяч специалистов, обладающих уникальным образованием, квалификацией и знаниями, оказались никому не нужны.
Сейчас, после очередного разрыва связей с Россией, идет вторая волна деиндустриализации, в результате которой оказались не нужны миллионы других работников, превратившиеся в «лишние рты» сырьевой экономики. Все это в совокупности и становится главной причиной обнищания и депопуляции.
Именно экономика «выталкивает» украинцев из страны. И если ничего не менять, то ситуация продолжит ухудшаться. Депопуляция набирает обороты и фактически уже «кормит» сама себя — из-за сокращения количества работающих и платящих налоги страна беднеет, провоцируя все новые волны отъезжающих за рубеж в поисках лучшей жизни.
Пора честно признать, что Украина уже перешагнула грань демографической катастрофы. Поэтому в таких условиях просто законсервировать ситуацию на нынешнем уровне не получится. Нужно действовать. Но совершенно не так, как это собирается делать нынешняя власть.
Попытки создать на руинах промышленности «аграрную сверхдержаву», в которую, по версии посла США, должна превратиться Украина, не спасут страну от вымирания. Просто потому, что сельскому хозяйству не нужно столько работников, сколько их сейчас есть в стране.
Не увеличивать экспорт зерна, а дать миллионам людей высокооплачиваемые рабочие места в других отраслях – вот что должно стать главной задачей государства. И если деиндустриализация запустила процесс деградации страны, то именно новой индустриализации по силам положить ему конец. А возможна ли индустриализация на Украине без прекращения войны в Донбассе и возобновления сотрудничества с Россией? Вопрос риторический.