Случилось то, во что мало кто верил и практически никто не обсуждал. То, о чём знали постоянные читатели нашего интернет-журнала. То, что отказывались брать в расчёт так называемые эксперты традиционных СМИ, стало реальностью.
Вслед за правительством Германии, правительство Франции, в лице министра внешней торговли Маттиаса Фекля, заявило о завершении переговоров по Трансатлантическому соглашению о партнерстве в области торговли и инвестиций, более известному как TTIP. «Политической поддержки для переговоров во Франции больше нет», — заявил Фекль. Напомню, совсем недавно вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль сказал то же самое, но другими словами: «Переговоры провалились». А теперь пару слов о том, почему это очень важно.
Трансатлантическое соглашение о партнёрстве в области торговли и инвестиций было задумано в Вашингтоне, как инструмент убийства альтернативных проектов глобализации, в которых участвуют Китай и Россия. Таких инструментов было два, и они совершенно случайно совпадали с двумя фронтами геополитической войны США против России и Китая в Европе и Азии. К сожалению, на азиатском направлении у Вашингтона всё получилось, и администрация Обамы имеет полное право считать подписание соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве своим главным достижением за последние 10 лет. Теперь Китай окружён странами, которым правила внешнеэкономической и торговой деятельности абсолютно официально будут писать в США. А вот на европейском направлении зафиксировался полный провал. И это серьёзное поражение для Вашингтона.
Зафиксировать колониальный статус экономики Евросоюза у американцев не получилось. Вскрыть европейский рынок для американских корпораций, ликвидировав различные протекционистские барьеры — тоже не получилось. А самое главное — не получилось подчинить европейскую судебную систему американским частным инвестиционным судам, которые по замыслу составителей соглашения должны были иметь право вето на любые действия европейских судов, парламентов и правительств в том случае, если они угрожают прибылям американских компаний. Ну а то, что Евросоюз не удалось выдрать из проекта «Новый Шёлковый Путь», в котором очень заинтересована Россия, это просто приятный для нас бонус из всей этой истории.
Кстати, хотел бы воспользоваться случаем и объяснить нашим южным соседям, зачем у них устроили Майдан. В общем-то, у Вашингтона не было никакой другой цели, кроме как спровоцировать конфликт между Россией и Европой, чтобы подтолкнуть Евросоюз к подписанию этого кабального соглашения с США. Украина со своей задачей не справилась. Россия на войну не пришла, «непотопляемый авианосец Крым» волшебным образом уплыл на Родину, а европейцы решили, что с российским медведем договариваться будет легче, чем подчиняться американским частным судьям.
У меня есть подозрение, что главный вопрос на который сейчас Порошенко ищет и не находит ответ заключается не в том, где взять деньги, а в том, зачем, собственно, Украина нужна США сегодня. Возможно, он даже ныряет на дно стакана в поисках ответа на этот вопрос, но ответа всё равно нет. А без ответа не будет и денег. Я недавно рассказывал вам о том, что Барбадос оказался для МВФ важнее Украины, и вот сегодня выяснялось, что Украины снова нет в расписании совета директоров МВФ. Зато там есть Кирибати — небольшое государство в Микронезии с населением в 102 тысячи человек. Как Украине привлечь внимание МВФ? Не знаю и, наверное, никто уже не знает.
И последнее. Некоторым либералам-западникам, да и некоторым патриотам, верующим во всесилие Америки, кажется, что сейчас Вашингтон сможет жёстко и показательно покарать восставших европейских политиков. Например, выкатить ещё один штраф на несколько десятков миллиардов долларов компании Volkswagen или какому-нибудь французскому банку, ну чтобы европейцам неповадно было. Я допускаю возможность такого развития событий, но сильно сомневаюсь в эффективности этих мер. Тем более, что европейцы на этот раз хорошо подготовились к обмену любезностями. Буквально вчера Еврокомиссия наложила на американскую компанию Apple рекордный штраф в 14,5 миллиардов долларов за уклонение от налогов, и это может быть только началом.
Я с нетерпением жду реакции американской прессы на сложившуюся ситуацию и уверен, что они уже получили методичку, в которой названо имя виновного в провале трансатлантических переговоров. Это, конечно же, Владимир Путин. Я даже думаю они найдут какую-то теорию, чтобы доказать это своим читателям и заставить их бояться российского президента. Даже не стану спорить с ними. Не хочу. Я нахожу забавным тот факт, что на Западе, да и на Украине, слово «Путин» стало синонимом слова «судьба». Согласитесь, это очень символично.