Эти размышления появились в процессе разговора с севастопольцем — у нас, мол, в русской школе так, а у вас? Да и покинувшие Одессу знакомые постоянно напоминают, насколько легче стало учиться их детям — без украинского новояза и вымышленной истории. Какой упор делается на русскую классику, без которой трудно воспитать человека, и которую из украинской программы почти вычистили, превратив в сплошное «Зима!.. Радіючи, в гринджоли конячку селянин запріг». «А вы там, небось, мучаетесь, локти себе кусаете?», — интересуются. Сочувствуют.
И все же настоящие свои прекрасно знают, что дебильная украинизация отнюдь не «здобуття» революции кастрюль, а длится все 25 лет независимости, и что тотальное окастрюливание — ее следствие, а не причина. Правда если раньше уродовалась преимущественно история, ныне это касается всех дисциплин: в учебниках с пометкой «По новой программе» вы уже не найдете не то что Пушкина — Шевченко и того свели до минимума!
Я лично давно называю происходящее овощизацией сознания. Потому что, например, обучение в начальной школе, которую проходит мой ребенок, не поднимается выше тем хлева и огорода, а на дом методично задают учить, цитирую, «Ала-ала-ала, я в окрiп буряк поклала», «Рила свиня тупорила — весь двiр перерила» и прочее «Буде бабi бiб у борщ». Приучают, так сказать, с малолетства знать свой шесток дешевой рабсилы, которой нет «светлого пути» ни в ученые, ни в инженеры, ни в педагоги (о космонавтах молчу), что культивировали советские учебники — «оц-тоц-перевертоц-навоз-морковка» — ваш потолок.
Так и представляешь себе эту тройку украинских выпускников-золотомедалистов, отбывающих под фанфары — и без виз! — на плантации Сент-Китс и Невис (примет ли государство с населением 50 тысяч человек больше молодых специалистов — вопрос!). И сразу становится понятно, почему в программе сократили Шевченко, «пiдступно» выкупленного из крепостничества «клятими москалями» и «агентами влияния». Ведь вместо того чтобы всю жизнь прислуживать и периодически «на панщині пшеницю жать» (в Сент-Китсе где-нибудь), Шевченко нагло вошел в историю чем-то большим, чем землепашец, а это, согласитесь, «ганьба!». Этого будущим ударникам по сбору сахарного тростника знать не надо.
Однако официальное образовательное безумие — это еще не вся школа. Не стоит забывать, что Одесса — город, который в судах отстоял право учить детей на русском языке! Что 9 Мая, 10 Апреля и День партизанской славы — в большинстве школ знаковые даты. Что мемориальные доски с именами пионеров-героев и героев Советского Союза со школ никто не сбивал. Что Вахта Памяти у Вечного огня на Аллее славы и в эти минуты чеканит шаг. Что с самого первого в своей жизни урока дети возвращаются с установкой «Одесса — Город-герой». А главное, русский город!
А украинизация… Сейчас в Одессе это что-то вроде вируса иммунодефицита, когда организм живет на таблетках. Но живет. И как ни стараются оккупанты похоронить Одессу, ВИЧ упорно не желает переходить в стадию СПИДа.
«В таком случае, что больше всего напрягает в школе в условиях оккупации?», — спросите вы. А я отвечу, что даже не содержание учебников — нет! Напрягает атмосфера. Так, первая учительница моего сына уехала в Россию после событий 2 мая. Мне она призналась, что и до того не знала, как адаптироваться к новой программе и не перестать при этом уважать себя. Что коллега из соседнего украинского класса (у нас русский) постоянно жаловалась на нее директору: дескать, пусть себе преподает на русском, но она же и на переменах нагло разговаривает на «языке агрессора»!
И 1 сентября так и не стало для моего ребенка праздником, потому что три года из Киева поступает разнарядка приходить без цветов, но непременно с матпомощью на нужды АТО. Однажды, правда, просили не деньги, а прямо продиктовали: «Стиральный порошок, мыло, носки; одеться в вышиванки» (должно быть на пике перманентной борьбы со взяточничеством и коррупцией).
1 сентября — три года как не торжество, а то ли утро в курятнике, то ли сельская свадьба. Родителей обязывают являться исключительно с рушниками. В итоге картина: стоят люди с китайскими полотенцами (рушники-то дорогие, для души их в доме никто не держит, вот и заменяются подручным тряпьем), а дети проходят под ними — и это называется посвящением в школьники. «Гидно» до «гиди». А в качестве тамады — обязательный вояка АТО.
Я также никогда не забуду, как 1 сентября дети из украинского класса обзывали детей из русского сепаратистами.
Только я вас не сильно удивлю, если скажу, что и это — не самое худшее?.. А худшее… Так вот когда требуется принести рушник, то кто приходит аж с целым покрывалом, причем таким, словно сам вышивал петухов золотыми нитями? Кто на требование напечь пирогов, тащит в школу половину хлебозавода? А на просьбу «купить для АТО мыло» (когда одесситы ехидно интересуются, «а веревку и табуретку случайно не надо?») разгружает целую машину стирального порошка? Кто одевает детей в вышиванки не только на праздники, а каждый день? Кто шире всех открывает рот во время исполнения гимна и не снимает руки с сердца, словно прямо на линейке схлопочет инфаркт, не вынеся внезапно накатившего патриотического оргазма?
Скажете, шароварные патриоты и рагули? А вот и нет, они в Одессе только летом кувыркаются. Патриоты на публику — это в подавляющем большинстве военные из Крыма (понятно — люди подневольные, хотя никто не мешал им проявить волю раньше и остаться дома) и гражданские переселенцы из Крыма.
А для разбавления картинки обязательно присутствует какая-нибудь гражданка Иванова из России, оказавшаяся в Одессе из-за бизнеса мужа и вообще не понимающая, что происходит вокруг — СССР, Украина, Молдова или дискотека в родных Рожках. И всеобязательно — папа новенького Абдуллы, который вместе с сыном ни бельмеса по-русски (равно как и по-украински) — вот кто обеспечивает одесским школам патриотичную картинку на 1 сентября и другие праздники — «Всем пацакам надеть намордники и радоваться!».
А что касается украиноязычного контингента — вот уж редкость для нашего города! — то пришлось мне наблюдать в школе следующий диалог. Мама возмущалась, что завтра «знову вишиванку одягати треба», а ей «прати набридло», а папа вопрошал «Та якого бiса?!», и когда жена объяснила, что «На честь Дня захисника вітчизни» (Порошенко назначил его в октябре), супруг отрезал «Мій такий день 23 лютого! В простому одязі нехай йде!». Вот уж… вот уже где все не так однозначно, так это в Одессе.
И кстати, надо ли объяснять, что и крымчане, и Иванова, и папа Абдуллы (все, у кого по 33 вышиванки и не лень стирать) — по-украински не разговаривают и дружно отдали своих детей в русский класс, или сами догадаетесь?
Вот, что омерзительнее остального — омерзительнее доносов учителей друг на друга, омерзительнее изуродованной образовательной программы. Потому что до боли напоминает происходящее в стране на всех уровнях — от ЖЭКа до правительства. Лицемерие. Ложь. Конформизм. Выстилание. Преступное соглашательство. Как результат — иллюзия государственности в стране-фейке.
…А мы еще, помнится, смеялись в школе над одноклассниками, которые Чуковского от Чайковского не отличают. Смотрю на нынешних «патриотов»-родителей — так ведь они же и Бандеру от Льва Толстого не отличат, им же по-настоящему «какая разница?».
Получается, что стишки про «свыню тупорылу» — в самый раз. Такое себе мини гражданское общество. Новое. Прошлых то буйных патриотов в расход пустили — ныне они друг друга сами и судят, и сами друг в друга стреляют. Теперь, похоже, на умственно отсталых упор. И предателей (но это не ново). Правда гимн они поют хорошо — в артикуляцию попадают.
Вот так у нас, дорогие мои уехавшие соотечественники. И хоть вы хотели про школу, но получилось и про страну. Так и живем.