На днях президент Болгарии Росен Плевнелиев дал пространное интервью янглоязычной редакции BBC, в котором сделал несколько заявлений антироссийской направленности. Кроме того, он призвал Запад сплотиться в политике сдерживания России: «Мы ясно видим, что Россия настроена против нас. Вместе с ЕС и НАТО мы можем сделать больше против России».
В контексте недружественной политики Болгарии последних лет, такие заявления не вызывают удивления. Но интересно другое: на проходящих сегодня в этой стране президентских выборах один из основных кандидатов, генерал Румен Радев, заявляет буквально обратное:
«Страна многое потеряла, объявив Россию врагом. Болгарии необходимо иметь независимую позицию во внешней политике».
И эти слова звучат как музыка, если бы не одна диссонансная нота: Румен Радев выдвигается от всё той же партии БСП (Болгарская социалистическая партия), которая выиграла последние выборы в парламент и сформировала правящую коалицию и действующий кабинет министров.
Именно этот кабмин собственноручно зарубил проект «Южный поток», закрыл небо для нашей авиации, направлявшейся в Сирию, а глава кабинета постоянно и публично высказывался о том, что санкции против России необходимо продлевать. Стоит ли верить, что в БСП начался приступ свободомыслия, или это всё является частью более тонкой игры?
Начнём с интервью действующего президента Росена Плевнелиева. Здесь особенно ценно то, что интервью было дано не какому-нибудь «Евроньюс», а BBC, главному СМИ Великобритании, которая якобы «выходит из ЕС». Все послевоенные годы Британия была своеобразным американским гауляйтером Европы. И если болгарский президент едет плакаться на BBC, значит ноги растут из США. А сказал он массу интересного:
«Мы ясно видим, что Россия настроена против нас. И мы видим, что все ненавистники единой Европы — националисты и популисты — финансируются Россией. Мы видим кибератаки. Мы видим невообразимую пропагандистскую машину. Все это направлено на дестабилизацию Евросоюза. Болгария, как и США и Германия, стала мишенью хакеров, которые почти наверняка связаны с Россией. Я отчетливо вижу, что Россия пытается дестабилизировать Евросоюз и считаю, что вместе с НАТО мы можем сделать больше против РФ».
Очевидно, что в разгар предвыборной кампании в Болгарии, действующий президент старается разыграть антироссийскую карту и добавить очков противнику генерала Румена Радева — нынешнему спикеру парламента Цецку Цачеву. Ещё больший интерес представляют слова всё того же президента Плевнелиева, сказанные ранее. 14 сентября он заявил следующее:
«Европейский союз сегодня выглядит слабым и разделенным. Ему приходится теперь решать проблемы миграции, терроризма, заниматься кризисом в Еврозоне, brexit, украинским кризисом, кризисом в отношениях Россия — ЕС, кризисом с безработицей и, прежде всего, молодежной безработицей, кризисом поднимающего голову национализма и популизма, кризисом в шенгенском пространстве. Но самый плохой для всех нас — это моральный кризис, который выражается в оспаривании европейских ценностей, недостатке солидарности и единства при поиске устойчивых решений».
Особыми красками начинают играть эти слова на фоне того, что в нынешних президентских выборах свою кандидатуру Плевнелиев не выдвигал. В начале следующего года он планирует занять пост еврокомиссара.
То есть если сложить два и два, становится очевидно, что перед нами находится очередной европейский политик, жёстко ориентированный на атлантический альянс и столь же последовательно разрушающий все отношения с Россией. И именно такой человек войдёт в верховное руководство ЕС.
Это очень симптоматичное назначение, много говорящее о том, какие взгляды нужно сегодня иметь, чтобы попасть на высокий пост в Брюсселе, а также о реальной политике и приоритетах европейской бюрократии как в отношениях с Россией, так и в отношениях с США.
Проще говоря, в очередной раз подтверждается, что Брюссель именно как бюрократическая наднациональная структура придерживается и будет придерживаться жёстких антироссийских взглядов и проводить соответствующую же политику. А также будет ориентироваться на мнение Вашингтона при выстраивании своей внешнеполитической линии.
Но что там интересного говорил генерал Румен Радев по поводу того, что «Болгария многое потеряла, объявив Россию врагом»? Может, нам стоит ждать перемен по крайней мере в отношениях с Болгарией, если уж Брюссель занял столь жёсткую антироссийскую позицию? Вот, что он говорит о своих взглядах на то, как надо выстраивать отношения с Россией:
«Болгария должна следовать своим интересам. Мы потеряли многое от того, что в той или иной степени объявили Россию врагом. Болгария не должна искать врагов, сейчас не то время, чтобы их наживать. Нам нужно искать партнеров, особенно в сфере экономики и торговли. Не стоит забывать, что Россия является крупным рынком и у нашего бизнеса появился бы хороший стимул, если развивать эти отношения. Нынешний глава Болгарии Росен Плевнелиев совершил ошибку, решив не ехать в Москву на парад в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Если бы я получил приглашение, то обязательно присутствовал бы в России на торжественных мероприятиях».
Однако всё это выглядит как чемодан с двойным дном. Всё дело опять же во внутренней политики Болгарии и будет большой ошибкой путать её с внешней. На самом деле ситуация довольно очевидна и проста. Правящие круги предприняли целый ряд недружественных по отношению к России шагов.
Здесь и отказ от строительства «Южного потока», что сильно ударило по возможным доходам населения и экономике. Это и решение свернуть строительство «Росатомом» АЭС «Белене», что не только усугубило энергетическую зависимость Болгарии, но и лишило рабочих мест большое количество людей: на обслуживании крупной АЭС вырастают обычно целые моногорода. Ещё одним ударом по экономике и враждебным шагом против России стало введение и безоговорочная поддержка санкций правительством Болгарии. Премьер-министр страны Бойко Борисов прямо так и заявил:
«Санкции вредят и бизнесу, и экономике, и другим отношениям, но есть более важное, чем все эти понятия — это жизнь человека. Это та ценность, которую и Евросоюз, и все мы исповедуем. В Алеппо, это (смерть людей) тоже недопустимо. Если санкции помогут вернуть всех за стол переговоров, то я выступаю абсолютно за. То, что происходит в Алеппо недопустимо и Россия должна это прекратить, именно эти ценности мы готовы защищать до конца».
К тому же Болгария в прошлом году закрыла небо для наших самолётов, доставлявших грузы в Сирию. Тогда представитель министерства иностранных дел Болгарии Бетина Жотева заявил:
«Министр иностранных дел Болгарии запретил пролет военно-транспортным самолетам России в Сирию… у нас достаточно информации, чтобы сомневаться в характере грузов, что и послужило поводом для отказа».
Словом, недружественная политика Болгарии по отношению к России на протяжении последних лет совершенно очевидна. И эта политика, стоит отметить, весьма непопулярна в народе. Болгары многократно и очень негативно оценивали деятельность своего правительства по разрушению всех возможных связей с Россией и переводу внешней политики на враждебные рельсы. Именно с такими настроениями электората пришла Болгария к президентским выборам.
И тут начинаются удивительные сюрпризы. Та самая БСП (Болгарская социалистическая партия), которая выиграла последние выборы в парламент и сформировала правящую коалицию (партия, которая и проводила все последние годы последовательную антироссийскую политику), внезапно выдвигает «пророссийского» кандидата в президенты генерала Румена Радева. Неужели партия решила изменить политику? Или, быть может, Раднев обладает самостоятельностью и может иметь иную точку зрения, чем его партия, и проводить иную политику?
Скорее всего, объяснение намного проще и циничнее: видя, что вопреки проводимой государством политике, в народе весьма сильны пророссийские отношения, действующая партия решает на этом сыграть и выдвинуть кандидата, который будет эксплуатировать риторику, которая понравится избирателю: о том, что надо изменить отношения с Россией, прекратить враждебную политику и отменить санкции, начать налаживать связи и так далее.
Однако всё это делается лишь затем, чтобы оседлать пророссийски настроенный электорат и победить на выборах. А после выборов, как известно, принято забывать обещания и можно не соблюдать ту политику, которую обещал проводить. Тем более, что в данном случае у Раднева будет отличное оправдание: Болгария — парламентская республика, где полномочия президента незначительны и уж точно не в его власти определять внешнюю политику. Таким образом, Болгарская социалистическая партия сможет и своего кандидата в президентское кресло усадить, и продолжит проводить ту политику, которую и проводит.
Для нас же из всего этого следует сделать вывод, который уже не раз озвучивался в последние месяцы. Нам не стоит ждать «пророссийских» президентов, премьеров и правительств. Запад, доволен он этим или нет, будет держать довольно жёсткую позицию в отношении России.
Будут продолжаться санкции, будут и другие неприятные политические решения вроде торпедирования «Южного потока» и разрыва контракта на строительство АЭС «Белене». Однако использования «российской карты» ждать как раз следует, поскольку население Европы расколото и пророссийские настроения достаточно широко распространены, хотя и не везде разделяются большинством общества.
Тем не менее, местные и национальные политики всегда будут это учитывать и заигрывать с этой частью электората, делая заявления о необходимости изменить отношения с Москвой, перестать враждовать и начать налаживать взаимовыгодные связи. Но в настоящее время всё это следует расценивать не иначе, как популизм. Пустые обещания, которые активно раздаются избирателям, но которые никто выполнять не будет.