Через два дня после избрания Дональда Трампа президентом США глава украинского Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник объявил о прекращении расследования обстоятельств предполагаемого тайного получения соратником Трампа Полом Манафортом 12,7 млн долларов от «Партии регионов», сообщает Айзек Вебб в Foreign Policy.
Сытник сказал, что его бюро «хватит собственных чиновников». «Однако подтекст его заявлений был ясен, — утверждает Вебб. — Продолжение следствия по Манафорту могло поставить под угрозу отношения Украины со следующей администрацией США».
«Киев надеется установить с грядущей администрацией Трампа отношения, при которых Украина продолжит получать поддержку, которую получала, когда президентом был Барак Обама. Украинские чиновники открыто выражают надежду, что Республиканская партия, которая исторически была на стороне их страны, не изменит своего отношения и при Трампе. Однако они также встревожены тем, как Украина впишется в новорожденную политику избранного президента.
Если Украина хочет установить тесные связи с администрацией Трампа, ей придется пренебречь тем, что Трамп восхваляет российского президента Владимира Путина и неправильно понимает действия России на украинской почве. Потребуются существенные дипломатические и политические усилия, чтобы убедить США оказать поддержку Украине, особенно тех республиканцев, которые согласны с неоизоляционистской платформой Трампа. Продление санкций, наложенных на Россию, будет рассматриваться в марте, и у Киева мало времени на попытку убедить Трампа модифицировать внешнеполитическую повестку, которую он изложил в ходе своей кампании, и не допустить, чтобы его восхищение Путиным превратилось в политику соглашательства», — говорится в статье.
18 ноября Обама и несколько европейских лидеров выступили с совместным заявлением о готовности сохранять санкции, наложенные на Россию, пока она не выполнит свои обязательства по второму Минскому соглашению. Эта декларация отражает желание Обамы обеспечить Украину поддержкой, прежде чем он уйдет с поста. «Однако она только символически важна: украинцы все еще боятся, что администрация Трампа откажется от санкций, когда их срок действия истечет в марте», — утверждает автор.
«Существует также вопрос финансовой поддержки, которую Вашингтон оказывает Киеву. Как и американские санкции, срок действия законопроекта Конгресса о краткосрочных расходах, утверждение которого запланировано на 9 декабря, истечет в марте. Это даст администрации Трампа контроль над федеральными расходами. Финансовый бюджет на 2017 год предоставляет 952 млн долларов на „противостояние российской агрессии“, причем большая часть этих денег выделена Украине на программы, направленные на „улучшение демократии и оздоровление власти, наращивание оборонных возможностей, продвижение европейской интеграции и энергетическую безопасность“.
Если администрация Трампа, начиная с марта, отрежет это финансирование, правительство Украины потеряет критически важный источник экономической поддержки. Кроме того, оно потеряет важный стимул для изменений внутри страны, так как зарубежная помощь от Соединенных Штатов и других стран давно уже является главным поощрением за проводимые на Украине реформы», — указывает Вебб.
Обама выразил надежду до окончания своего президентского срока добиться мирного урегулирования на Украине. Вебб считает это маловероятным в связи с тем, что Кремль, вероятно, не будет добиваться соглашения до намеченных на следующий год выборов в Германии и Франции, на которых могут победить кандидаты, стремящиеся услужить России.
«Украинские чиновники, вероятно, попытаются убедить своих коллег во Франции и Германии продолжать участие в минском мирном процессе, независимо от результата выборов в этих странах. Особенно важно для Украины сохранение европейских санкций. Как заявил высокопоставленный украинский чиновник, „они — единственная проблема, которая может усадить Россию за стол переговоров“. Однако возможности санкций ограничены: хотя они могут убедить Кремль участвовать в переговорах, они недостаточно действенны, чтобы позволить Киеву или его западным партнерам диктовать условия мирного урегулирования», — отмечает Вебб.
«Что касается Соединенных Штатов, есть сведения, что Порошенко планирует поехать в Вашингтон в феврале, за несколько недель до рассмотрения продления санкций, — говорится в статье. — Если Порошенко не удастся лоббировать Трампа напрямую, сделать это от его лица может Валерий Чалый, посол Украины в ООН и близкий соратник Трампа, а также другие заместители. Украинцы знают, что Республиканская партия исторически поддерживала суверенитет их страны, и это наследие все еще находит отклик у чиновников в Киеве. В связи с тем, что в Республиканской партии нарастает изоляционизм, Киев может обратиться не только к ней, но и к ее коллегам-демократам».