По мнению автора статьи для Asia Times Нормана Э. Бэйли, в современном мире остались три сверхдержавы: США, Россия и Китай. Он уверен, что стравить Москву и Пекин маловероятно, и поэтому Вашингтону предстоит нелегкая задача – противостоять этим двум угрозам.
Учитывая «катастрофическую» внешнюю политику и политику в сфере обороны последних двух администраций в Вашингтоне, в мире образовался вакуум власти, пишет Норман. Э. Бэйли в статье для Asia Times. Природа же, как и политика, не терпит пустоты, поэтому Европу больше нельзя считать значительным игроком в глобальном геополитическом контексте.
В современном мире, утверждает автор статьи, остаются три сверхдержавы: ослабевшие США, Россия и Китай. Так, Россия занимается не только строительством «евразийской империи на территории от Сибири до Восточной Европы», но и отделила некоторые регионы от Грузии и Украины, превратила Черное море в «русское озеро», установила оборонительные и наступательные ракетные комплексы в Калининграде, тем самым сделав Балтийское море еще одним «русским озером», а также закрепила свое присутствие в Восточном Средиземноморье с помощью воздушных и морских баз на побережье Сирии и регулярно (и безнаказанно) нарушает воздушное и морское пространства своих соседей. Ответ Запада на все эти действия России был в лучшем случае «вялым».
Автор статьи обращает свое внимание на Китай и проводит параллели между двумя «экспансионистскими державами». «Блестящая» демонстрация Россией своей военной мощи и эффективная пропаганда привели к возрождению ее влияния даже в тех регионах, где Москва не представлена своей армией, утверждает Бэйли. В Молдавии и Болгарии были избраны пророссийские правительства, а другие страны Восточной Европы отвернулись от Запада. Китаю же удалось разорвать альянс между Филиппинами и США.
Кроме того, и Россия, и Китай состоят в альянсах с новыми ядерными державами – Ираном и Северной Кореей соответственно. По мнению Бэйли, это важно, так как обе державы расположены выгодно в стратегическом плане. Кроме того, маловероятно «стравить» Москву и Пекин, так как пока что их экспансионистские планы и действия не противоречат друг другу. Напротив, можно ожидать, что они будут сотрудничать в разделе сфер влияния, ранее принадлежавших Западу.
Администрация Трампа посылает смешанные сигналы относительно своего отношения к державам-противникам, пишет автор статьи. С одной стороны, она обещает избегать вовлечения в зарубежные конфликты, а с другой – настроена достаточно воинственно, когда затрагиваются жизненные интересы страны. Необязательно, что это плохо, если только это не приведет к «стратегическому параличу» из-за внутренних противоречий.
В любом случае «огненное дыхание китайского дракона» снова простирается на Дальний Восток и за его пределы, в то время как Путин пытается повторить экспансионистские успехи своих предшественников как в царской, так и Советской России. В свою очередь, США, ослабленные политически и экономически, вряд ли сочтут противостояние этим двум угрозам легкой задачей, делает вывод Норман. Э. Бэйли.