К третьей годовщине февральского государственного переворота на Украине готовились все. Майданно-олигархическая оппозиция не скрывала своего намерения использовать легальную возможность собрать в центре Киева маргинальную массовку для организации похода на президента. Петр Порошенко, в свою очередь, пытался использовать для давления на своих оппонентов внешнеполитический ресурс.
Порошенко отправился на Мюнхенскую конференцию по безопасности и даже добился проведения на полях этого мероприятия встречи министров иностранных дел «в нормандском формате». По идее, все это должно было привлечь внимание «мирового сообщества» к Украине. Порошенко рассчитывал услышать четкие и однозначные слова поддержки.
Это позволило бы ему в очередной раз продемонстрировать своим оппонентам в Киеве, что он и только он является «человеческим лицом» режима, признаваемого Западом. Три года именно эксклюзивное право Порошенко на внешнеполитическое представительство режима удерживало его у власти. Международно-правовая легитимность киевской власти базировалась исключительно на признании легитимности президентских выборов мая 2014 года и победы на них Порошенко.
Мюнхенский провал
Однако мюнхенский визит Порошенко завершился оглушительным провалом.
Он принял участие в панели под названием «Будущее Запада: упадок или возврат?». Состав участников не мог быть для Киева благоприятнее: польский президент Анджей Дуда, американский сенатор Джон Маккейн, министры иностранных дел Голландии и Великобритании. Несмотря на все старания, Порошенко так и не удалось заинтересовать коллег украинской тематикой. Его просто проигнорировали.
Аналогичным образом в ходе встречи в «нормандском формате» диалог велся между министрами иностранных дел России, Германии и Франции. Требования же представлявшего Киев Павла Климкина остались без ответа.
Нет ничего хуже, чем когда тебя публично игнорируют, «не слышат» в ходе международных переговоров. Лучше бы уж ругали. Если ругают, значит, твоя позиция кого-то задевает, ее хотят изменить, но с тобой вынуждены считаться. Игнорирование же означает, что от тебя уже ничего не зависит ни на международной арене, ни в твоей собственной стране.
Тестовые столкновения с полицией
Пришедший с Запада сигнал был немедленно принят в Киеве. Оппоненты Порошенко не просто выступили — они отбросили всякие условности и открытым текстом произнесли, чего именно требуют.
Назначенные на 20 февраля протесты планировались под социальными лозунгами. Политизированные боевики должны были присоединиться к «мирной» массовке «рассерженных киевлян» 23 февраля.
Однако едва 19 февраля стал ясен полный провал Порошенко в Мюнхене, как тут же на улицах столицы появились «ветераны АТО», блокирующие поставки угля из Донбасса. При этом требования продолжения блокады и ее официального санкционирования государственной властью оказались лишь фоном для требований об отставке Порошенко.
Руководители протеста спровоцировали «тестовые» столкновения с полицией, чтобы проверить ее реакцию на массовые беспорядки. Судя по всему, результаты теста их удовлетворили. Полиция вела себя пассивно.
Несмотря на то что стянутые в центр города силы охраны правопорядка численно превышали несколько сотен митингующих, протестующие свободно передвигались к интересовавшим их точкам. Полиция позволила им подойти вплотную и к офису Рината Ахметова, и на Банковую, к зданию Администрации президента также дорогу не перекрыла.
В отставку — либо президента, либо парламент
Протестующие тут же завили, что предлагают Порошенко выбор между досрочными президентскими и досрочными парламентскими выборами. Мотивировали они свою позицию тем, что нельзя одновременно лишать воюющую страну и президента и парламента.
На самом деле это уловка — выбор без выбора. Досрочные парламентские выборы (которых майданная оппозиция требует от Порошенко с начала 2016 года) означают утрату контроля президента над парламентом и правительством и фактическую потерю власти.
Досрочные президентские выборы после досрочных парламентских неизбежны. По сути, Порошенко предлагают выбрать между немедленной отставкой и тем же процессом, растянутым месяца на три-четыре или максимум на полгода.
Давление на Порошенко должно нарастать. На вечер 20 февраля в центре Киева запланирован уже массовый сбор. Планируется, что будут не сотни, как 19-го числа, а тысячи. Организаторы поставили задачу получить картинку, аналогичную той, что транслировалась с недавних протестов в Бухаресте. Для этого выступление назначено не на утро, а на вечер когда люди вернутся — с работы или учебы.
Организован подвоз людей из регионов. Только из Одессы, по данным местных жителей, на 20 февраля в Киев отправилось 10 автобусов с протестующими. И это лишь то, что известно.
Если каждый регион из остающихся под властью Киева отправит в столицу аналогичное количество людей, то только за счет подвоза на Крещатике можно будет поставить пять-семь тысяч. При условии мобилизации аналогичного количества жителей столицы толпа будет аналогичной той, что стояла на Майдане, свалившем Януковича.
Можно будет говорить «нас миллионы», а доверчивые журналисты самых разных агентств, изданий и телекомпаний будут уверенно утверждать, что хоть и не миллионы, но пара сотен тысяч точно есть. Толпа всегда кажется больше, чем есть на самом деле. А если снять ее с нужного ракурсе, то тысячи действительно покажутся миллионами.
Как только соберется нужное количество людей, будет заявлено начало мирного (пока мирного) похода на Банковую с требованием отставки Порошенко.
Президента пытаются заставить «добровольно» уйти под давлением толпы при демонстративном нежелании силовиков разгонять протестующих. Но на случай, если Порошенко решит пойти ва-банк, ему демонстрируют, что на армию он положиться тоже не может. На момент 19 февраля к числу протестующих уже публично присоединились военнослужащие 58-й отдельной мотопехотной бригады ВС Украины.
До логического конца
Сегодня вопрос, уйдет ли Порошенко, уже не стоит. Неясно только, когда и как уйдет.
Пока что нарастание протестов рассчитано на неделю (до 26 февраля). Но бросить толпу на штурм правительственных зданий можно в любой момент.
Если у Порошенко окажутся какие-то верные части, готовые его защищать, и раздадутся выстрелы, то будет только хуже. Учитывая уровень ненависти населения к действующей власти, любая пролитая кровь приведет к выходу на улицы реальных десятков тысяч обычно пассивных киевлян, прикрываясь которыми, вооруженные боевики и мятежные воинские части просто разорвут президента и его защитников.
После того как организаторы протестов в столице открыто озвучили требование отставки, отступать им некуда. Теперь надо идти до конца.
При этом мы должны четко понимать, что ни России, ни тем более Украине лучше от свержения Порошенко не станет. К власти прорываются такие силы, на фоне которых нынешний людоедский режим покажется вегетарианским.
Но таков закон развития любого кризиса, аналогичного украинскому. Прежде чем созреют предпосылки для его преодоления, он должен пройти все этапы. И так же, как свержение монархии Романовых в 1917 году делало неизбежным приход к власти крайних левых сил (большевиков, анархистов, левых эсэров), так и свержение Януковича в 2014-м означало неизбежность прихода к власти крайних правых, открыто нацистских сил на Украине.
Этот процесс можно было затянуть, и его затянули, подморозив Минскими соглашениями, но его нельзя было остановить. Сейчас происходит разморозка последнего этапа украинской трагедии. Нацисты доводят историю Украины до логического завершения, уничтожая вместе с режимом Порошенко и украинское государство.