В украинском кризисе Россия сделала новый ход – предложила США принять участие в его разрешении, став участником переговоров. Ход представляется точным и своевременным, поскольку он лишь укрепляет позиции Донбасса и ослабляет украинские. Теперь США либо возьмут на себя ответственность за принуждение Украины к «Минску-2», что им не хочется делать, либо откажутся от участия в урегулировании и косвенно поддержат продолжающийся саботаж Киева. Донбассу это только развязывает руки в том длительном процессе, который начат при поддержке России. На Украине стартовала инсталляция новой государственности.
9 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров после переговоров с немецким коллегой Зигмаром Габриэлем заявил, что вовлечение США «в дальнейшие усилия по безусловному выполнению минских договоренностей было бы весьма и весьма полезным». При этом Габриэль поддержал Лаврова. «Нужно, чтобы ответственность не перекладывалась на какую-то одну из сторон», – сказал он.
Сама идея привлечь США в качестве одного из посредников обсуждалась с самого начала войны в Донбассе в 2014 году. Наиболее активно за это выступал Киев. Это и понятно: США виделись там как гарант защиты от «российской агрессии» и безусловной поддержки Украины, а значит, саботажа Минских соглашений, которые невыгодны прежде всего самой Украине. Россия же возражала, а США не настаивали, видимо, не желая «пачкать руки» и предпочитая оставаться в стороне. Вашингтон просто поддерживал украинский режим без формального участия в нормандском «формате» в расчете на политическую заморозку конфликта и поддержание постоянной военной напряженности у границ России. В Киеве же возлагали большие надежды на участие США: это стало бы для украинского режима своего рода гарантией его внешнеполитической безопасности и неизменности курса на сохранение в Донбассе тлеющего конфликта с перспективой разгореться в более масштабную войну, если бы к власти в США была приведена Хиллари Клинтон.
Однако президентом США стал Дональд Трамп, который давал понять, что сначала будет договариваться, а не воевать, а Украина занимает в списке американских проблем далеко не главное место. С тех пор опровержения из Вашингтона не прозвучало. Там выразили лишь приверженность мирному урегулированию, довольно туманно для Киева пообещав оказывать содействие в работе «над восстановлением мира на украинской границе». Никакой явной поддержки курсу Киева в его борьбе против России уже нет. Правда, в середине февраля в Белом доме заявили, что ожидают от Москвы передачи Крыма Украине, но это было похоже на элемент торга в будущих переговорах с Россией. Через несколько дней российский президент Владимир Путин признал документы ДНР и ЛНР, тем самым сменив повестку дня. Россия выложила на стол свой козырь, и он пока оказывается сильнее. Акция чисто гуманитарная, ее обоснование неопровержимо, а главное, этот вопрос действительно является насущным для урегулирования украинского кризиса, в отличие от «проблемы Крыма». Последнюю признает только Запад, в то время как украинскую проблему – все.
В этих условиях Россия решила еще улучшить позиции Донбасса и предложила США войти в «нормандский формат». Почему этот шаг улучшает позиции Донбасса и России, как поддерживающей его стороны?
Во-первых, он был сделан своевременно, когда из-за внутренних проблем новой администрации США не до Украины, а тем более поддержки тех, кто пытался утопить Трампа перед выборами. А во-вторых, сам ход является выигрышным. Если США согласятся, то они должны взять на себя определенные обязательства в отношении Украины. Но Вашингтону не до этого. К тому же покрывать саботаж своих киевских клиентов – это одно, а не исполнять самим – совершенно другое. Поэтому США не могут взять такие обязательства. Если же США откажутся, то они предстанут стороной, которая отказалась участвовать в мирном урегулировании конфликта, хотя выступала именно за это.
Таким образом, США поставлены в неприятные условия. Донбасс при поддержке России начал более активную игру, но Россия предлагает США подключиться к разрешению кризиса. Отказ же США во многом развяжет Донбассу руки. И второй вариант в той или иной форме выглядит сейчас наиболее вероятным. США уклонятся от взятия на себя обязательств по урегулированию конфликта.
Тот же прием был использован Россией по вопросу блокады Донбасса.
Нынешняя блокада Донбасса, которую устраивают представители таких националистических, если не сказать нацистских, батальонов и всяких организаций, неприемлема. Призываем украинское руководство применить все свои возможности для того, чтобы эту блокаду прекратить», — заявил Лавров.
Таким образом, Москва также поставила Киев в проигрышное положение. Режим на это не пойдет, поскольку замахнется на «патриотов» и окончательно дискредитирует себя в глазах радиальных сил – единственных, которые реально могут сейчас прийти к власти. Разгон участников блокады приведет к недопустимой для режима внутренней дестабилизации, а бездействие лишь развязывает Донбассу руки, вынуждая его действовать более решительно в одностороннем порядке. Похоже, что именно на второй вариант нацелилась Россия.
Донбасс сделал Киеву «предложение, от которого нельзя отказаться». Но не выгодное Киеву, а, напротив, очень неудобное. Речь о допуске на опасные промышленные объекты, оставшиеся на украинской территории, специалистов ДНР и ЛНР. Киев здесь также зажат в тесные рамки, из которых только один выход – плохой. Объявленная гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса только усугубляет положение Украины. Открыто препятствовать ей – это значит выставлять себя в крайне невыгодном свете, да Киев и не имеет никакой возможности это делать.
В этом отношении «нельзя отказаться» приобретает дополнительный смысл. Киев рад отказаться от ДНР и ЛНР в их нынешних границах и заведомо согласен на это (хотя и заявляет обратное), но народные республики принуждают его действовать в рамках всего Донбасса. Проще говоря, Киев выпихивает ДНР и ЛНР из состава Украины, но в текущих границах те не выходят – только в границах бывших Донецкой и Луганской областей. На самом деле им нужно не это. Претензии на оккупированные территории – это ключ к свержению режима в Киеве. Присоединение оставшейся половины Донбасса запускает процесс переучреждения Украины из хаоса.
Что касается решительных действий Донбасса, то события указывают на то, что российское руководство отложило в сторону план изменения Украины путем реинтеграции в нее ДНР и ЛНР. Этот «мягкий» вариант не прошел. Начался «жесткий» сценарий для украинской «государственности». О нем свидетельствует одно простое соображение.
Перевод украинских предприятий в юрисдикцию ДНР и ЛНР, как все понимают, — это шаг необратимый. Введение внешнего управления, даже при формальном сохранении украинских собственников, не является здесь самым показательным. Важно именно то, что эти предприятия уже никогда не перейдут в юрисдикцию Украины. Заявить через какое-то время, что мы, мол, погорячились и давайте снова возвратимся в украинское юридическое поле, — нет, это уже невозможно. А значит, ДНР и ЛНР тоже никогда не будут реинтегрированы в состав Украины. Начался медленный процесс интеграции соседних регионов Украины в ДНР и ЛНР. То есть если два года Москва была готова на сохранение Украины, обновленной руками ДНР и ЛНР, то теперь вырисовывается новый замысел – сохранять Украину Москва не намерена, коль скоро Киев от этого отпихивается. Территория Украины, конечно, по-прежнему представляет для России огромную важность, но вряд ли она будет называться Украиной.
Второй факт, наводящий на предположение о «жестком» варианте, — это опрос ВЦИОМ, совпавший по времени с признанием документов ДНР и ЛНР. Согласно ему, большинство россиян уже не считают ДНР и ЛНР Украиной и в том или ином виде выступают за поддержку республик.
Кроме того, важно и то, что ДНР и ЛНР готовы на военные действия.
«Если ВСУ не перестанут обстреливать территорию Донбасса, тогда нам придется принять ответные меры и начать активные боевые действия. Раз Украина не хочет прислушиваться к нам по-хорошему, значит, будет по-плохому», — сказал глава ДНР Александр Захарченко.
«Нынешняя блокада Донбасса, которую устраивают представители таких националистических, если не сказать нацистских, батальонов и всяких организаций, неприемлема. Призываем украинское руководство применить все свои возможности для того, чтобы эту блокаду прекратить», — заявил Лавров.
Таким образом, Москва также поставила Киев в проигрышное положение. Режим на это не пойдет, поскольку замахнется на «патриотов» и окончательно дискредитирует себя в глазах радиальных сил – единственных, которые реально могут сейчас прийти к власти. Разгон участников блокады приведет к недопустимой для режима внутренней дестабилизации, а бездействие лишь развязывает Донбассу руки, вынуждая его действовать более решительно в одностороннем порядке. Похоже, что именно на второй вариант нацелилась Россия.
Донбасс сделал Киеву «предложение, от которого нельзя отказаться». Но не выгодное Киеву, а, напротив, очень неудобное. Речь о допуске на опасные промышленные объекты, оставшиеся на украинской территории, специалистов ДНР и ЛНР. Киев здесь также зажат в тесные рамки, из которых только один выход – плохой. Объявленная гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса только усугубляет положение Украины. Открыто препятствовать ей – это значит выставлять себя в крайне невыгодном свете, да Киев и не имеет никакой возможности это делать.
В этом отношении «нельзя отказаться» приобретает дополнительный смысл. Киев рад отказаться от ДНР и ЛНР в их нынешних границах и заведомо согласен на это (хотя и заявляет обратное), но народные республики принуждают его действовать в рамках всего Донбасса. Проще говоря, Киев выпихивает ДНР и ЛНР из состава Украины, но в текущих границах те не выходят – только в границах бывших Донецкой и Луганской областей. На самом деле им нужно не это. Претензии на оккупированные территории – это ключ к свержению режима в Киеве. Присоединение оставшейся половины Донбасса запускает процесс переучреждения Украины из хаоса.
Что касается решительных действий Донбасса, то события указывают на то, что российское руководство отложило в сторону план изменения Украины путем реинтеграции в нее ДНР и ЛНР. Этот «мягкий» вариант не прошел. Начался «жесткий» сценарий для украинской «государственности». О нем свидетельствует одно простое соображение.
Перевод украинских предприятий в юрисдикцию ДНР и ЛНР, как все понимают, — это шаг необратимый. Введение внешнего управления, даже при формальном сохранении украинских собственников, не является здесь самым показательным. Важно именно то, что эти предприятия уже никогда не перейдут в юрисдикцию Украины. Заявить через какое-то время, что мы, мол, погорячились и давайте снова возвратимся в украинское юридическое поле, — нет, это уже невозможно. А значит, ДНР и ЛНР тоже никогда не будут реинтегрированы в состав Украины. Начался медленный процесс интеграции соседних регионов Украины в ДНР и ЛНР. То есть если два года Москва была готова на сохранение Украины, обновленной руками ДНР и ЛНР, то теперь вырисовывается новый замысел – сохранять Украину Москва не намерена, коль скоро Киев от этого отпихивается. Территория Украины, конечно, по-прежнему представляет для России огромную важность, но вряд ли она будет называться Украиной.
Второй факт, наводящий на предположение о «жестком» варианте, — это опрос ВЦИОМ, совпавший по времени с признанием документов ДНР и ЛНР. Согласно ему, большинство россиян уже не считают ДНР и ЛНР Украиной и в том или ином виде выступают за поддержку республик.
Кроме того, важно и то, что ДНР и ЛНР готовы на военные действия.
«Если ВСУ не перестанут обстреливать территорию Донбасса, тогда нам придется принять ответные меры и начать активные боевые действия. Раз Украина не хочет прислушиваться к нам по-хорошему, значит, будет по-плохому», — сказал глава ДНР Александр Захарченко.
Разумеется, военное освобождение является крайней мерой, но то, что оно случится в какой-то форме, становится все вероятнее. Украина будет загнана в безвыходное положение, и там начнутся неконтролируемые процессы, что, с учетом огромного числа вооруженных людей, приведет к фатальным последствиям для украинского государства. В этих условиях готовность и способность ДНР и ЛНР взять власть в свои руки на оккупированных территориях станет решающей на фоне разваливающейся Украины и «обнуления» Минских договоренностей по причине исчезновения одной из сторон договора. Пока же удавка на шее режима медленно затягивается, но складывается ощущение, что уже необратимо.
По мнению украинского политолога, директора информационно-аналитического центра «Перспектива» Павла Рудякова, ДНР и ЛНР вскоре потребуют себе международной субъектности, и в этом будут поддержаны Россией.
Поводом к этому может послужить блокада Донбасса, которая к тому же нагнетает политическую напряженность на Украине, поскольку из этой ситуации для Украины нет приемлемого выхода. Еще одним инструментом создания невыносимых условий для Украины становится обслуживание банками клиентов по паспортам ДНР и ЛНР.
10 марта стало известно, что «Юникредит банк», российская дочерняя компания международной финансовой группы UniCredit S.P.A., готова к обслуживанию по паспортам ДНР и ЛНР, поскольку они признаются на территории России. По сообщениям, к этому же готовы и другие банки. И если «Сбербанку России» нацисты сразу принялись угрожать и даже выдвинули ультиматум режиму с требованием за две недели закрыть все его отделения на Украине, то с «Юникредит банком» все гораздо сложнее. Он принадлежит компании «UniCredit Bank Austria AG», входящей в состав итальянской группы «UniCredit». Поэтому режим не может ни молчать (угроза территориальной целостности!), ни угрожать. И это ставит его в тупик, подогревая недовольство радикальных сил.
В то же время признание документов ДНР и ЛНР международными банками – это прямой шаг к признанию их международной субъектности. Когда этого потребуют сами республики и Россия – вопрос времени. И Киев ничего не сможет этому противопоставить. Начался долгий процесс инсталляции на территории бывшей Украины новой государственности.