Досье — Киев

На Украине журналистов начнут судить «за недостаточный патриотизм в публикациях»

Под обвинения, выдвинутые СБУ задержанному накануне в Житомире оппозиционному журналисту Василию Муравицкому, попадает вся правящая верхушка Украины. Такое мнение высказал одесский репортер Артем Бузила, которому самому пришлось провести за решеткой около года после ареста киевским Гестапо — СБУ.

«Каждый раз, комментируя то или иное задержание или событие, касающееся Украины, мне кажется, что дальше уже зайти спецслужбы или украинские власти не могут. Но, читая сообщения об аресте Василия Муравицкого, понимаю, что с таким я очень редко сталкивался. Объясню, что я имею в виду.

Например, в Одессе есть группа так называемых «казаков» во главе с Александром Луценко. Их подозревают почти по 15 статьям Уголовного кодекса. Одно дело, когда идет, пускай и о выдуманной, пускай о потенциальной террористической группе. Другое дело, когда идет речь о журналистах.

Зачастую украинские спецслужбы в отношении журналистов применяли исключительно статью 110 (Призывы к нарушению территориальной целостности). В случае с Муравицким речь идет о нарушении 4 статей Уголовного кодекса: это не только сепаратизм или пропаганда в СМИ сепаратистских настроений, но и, например, государственная измена, ну или, например, участие в террористической организации (ст.258 ч.3), 161-я статья – «разжигание межнациональной розни путем обмана».

С таким же успехом все украинское нынешнее руководство можно обвинить в разжигании межнациональной розни путем обмана и манипуляций, и осудить их за это.

Но самое страшное – это тот срок наказания, который светит Муравицкому за приписанные правонарушения. Статья 111 и 258 – это особо тяжкие статьи, наказываемые до 15 лет лишения свободы.

То есть, если «вина» Муравицкого будет «доказана» в самом честном украинском суде, то этот человек проведет в тюрьме более 10 лет. За что? За то, что он якобы писал статьи по указке российских кураторов, при этом единственным доказательством данных статей, насколько я понял, является то, что он писал статьи по трудовому договору для «Россия-сегодня», что само по себе вообще не является никаким нарушением.

В целом же я скажу, что украинские спецслужбы переплюнули все остальные «подвиги» предыдущих лет в плане нарушения прав человека и репрессий, зажима свободы слова.

Мы знаем, что недавно во Львове был осужден фотограф, который фотографировал акцию протеста поляков; в Закарпатской области граждан обвинили в установке незаконных стел на венгерском языке и тоже их обвинили не по административному нарушению – установка незаконных конструкций, а «государственная измена».

Я думаю, что скоро будут судить не то что там за пророссийскую позицию, а за недостаточный патриотизм в публикациях. Будут говорить: «это тоже информационный обман, тоже хитрый план Кремля, тоже сделано по указке российских кураторов».

Безусловно, я согласен с Татьяной Монтян, что преследование Муравицкого – повторение случая с Русланом Коцабой, с еще одним журналистом – Дмитрием Васильцом, который тоже пострадал непосредственно за свои публикации.

Никакого иного состава преступления, как его гражданская и журналистская позиция, просто нет», — сказал Бузила.