На днях Николаев опять занял первую строчку в новостях украинских СМИ. Все центральные каналы показали торжествующего Луценко, докладывающего о победе над николаевским криминалитетом. Этот вопрос подняли на заседании Кабмина. В комментариях отметились политологи и эксперты.
Но многих интересует вопрос о том, действительно ли Николаев является таким рассадником криминала, в котором местный мафиози командует фракциями в областном и городском советах.
29 августа прокуратура и СБУ провели в Николаеве сразу 90 (девяносто!) обысков одновременно.
Причем обыску подверглись жилье и офисы руководителя «Оппоблока» в Николаеве Игоря Дятлова, депутатов от блока — Игоря Копейки, Яковлева, Ласурии, руководителя фракции в облсовете Фроленко и многих других.
Главной целью такого налета правоохранителей стал предприниматель Михаил Титов, известный в народе по кличке Мультик. Именно его Луценко охарактеризовал как теневого заправилу и главного преступника области.
Среди задержанных также Алексей Пелипас, один из главных партнеров покойного николаевского мэра, благодаря этому партнерству имеющий в Николаеве разветвленную сеть магазинчиков, кафе и офисов, рынков и прочих точек.
Среди всех этих людей нет ни одного, кто вызывал бы сочувствие как жертва политических репрессий, но ведь подоплека этих событий намного сложнее, чем просто победа над местными бандитами, которые якобы поставляли наркотики и оружие в зону АТО.
Что же на самом деле произошло в Николаеве?
Не секрет, что в условиях сжимающейся «кормовой базы» политических сил проблема финансирования партий стоит особенно остро в регионах и провинциях.
В Николаеве практически отсутствуют «крупные киты» украинского бизнеса, и Партия регионов, плотно контролировавшая николаевский регион с 2004 года, постоянно прессовала средний бизнес, не имея возможности кормиться с летающего много выше «Русала» или изворотливого владельца «Нибулона» Вадатурского.
В этих условиях и получили карт-бланш такие одиозные фигуры, как Гурик, Мультик, Наум и прочие.
Именно с их помощью Партия регионов получала значительную часть партийной кассы с перевозчиков по городским маршрутам, владельцев рыночков и магазинчиков, пивнушек и кафешек.
Именно это давление, а также постоянные попытки прессинга местных зернотрейдеров вызывали сильную неприязнь и даже ненависть к Партии регионов представителей мелкого и среднего бизнеса, которые и поддержали киевский майдан.
Впрочем, нужно заметить, что особо осторожные «авторитеты» также помогали и «Батькивщине».
Кстати, Алексей Пелипас долгое время находился в сильных контрах с местными регионалами, как и покойный мэр Владимир Чайка. С Пелипасом враждовал и глава николаевских регионалов Круглов, и ставший мэром Гранатуров.
Именно на этот период приходится первая попытка «разорвать» бизнес Пелипаса.
* * *
«Пришли другие времена. Взошли иные имена…»
После прихода к власти организаторов переворота в Киеве пришлось туго и бывшим хозяевам области регионалам, и их «кошелькам».
Жадные и голодные «новые украинцы» предпринимали попытки выдавить бывших хозяев жизни из сфер малого и среднего бизнеса, и здесь на их пути стали «кошельки».
Многие бывшие регионалы быстро перекрасились и присягнули новой власти, влившись в ряды БПП и проект Банковой партии «Наш край».
Те же, чью капитуляцию просто не приняли победители, пошли в «Оппоблок». Так там очутился бывший глава облсовета трусливый красавец Игорь Дятлов, сдавший победу на мэрских выборах Сенкевичу.
Учитывая электоральные настроения николаевцев, которые в подавляющем большинстве не приняли победившую бандеровщину, в условиях отсутствия хоть какой-то внятной альтернативы «Оппоблок» набрал вполне приличное количество голосов и получил немало мандатов в областном и городском советах.
Но, как всегда и везде, верные заветам Партии регионов оппоблоковцы проголосовали за признание России агрессором, за переименование советских названий улиц, не открывали рта против запрета георгиевской ленточки, против героизации ОУН-УПА и прочее.
И, конечно, главной целью бывших регионалов было сохранение их бизнеса и влияния. Многим показалось, что некая децентрализация, увеличившая ресурсы и полномочия местной власти, вдохнет новые силы в региональные партии и общественные структуры.
* * *
А вот этого как раз и не планирует делать Порошенко. В условиях надвигающегося социального и инфраструктурного коллапса ему нужно еще сильнее и жестче закрутить гайки на местах, исключить любое непредвиденное противодействие в нелояльных провинциях.
И Николаев как раз очень подходит для демонстрации этих серьезных намерений.
Все соцопросы показывают, что, несмотря на кажущуюся тишину, в регионе самые низкие на Украине показатели доверия к президенту, Верховной раде и всем ветвям нынешней власти. Эти рейтинги не превышают единиц процентов.
Более половины населения области до сих пор считают произошедшее на майдане незаконным государственным переворотом.
В этих условиях нынешняя власть опасается даже «вечных предателей» — бывших регионалов, ставших «Оппоблоком».
И скорее всего, Порошенко и его клеврет Луценко пришли к выводу, что настала пора окончательно расправиться с конкурентами и противниками.
То, что любая украинская власть неизбежно связана с криминалом, – ни для кого не секрет.
Вспомним крышевание бизнеса Павлом Лазаренко, прошлое Рината Ахметова или Коломойского, Кернеса или Авакова.
Убийства конкурентов, политических и деловых, контрабанда и рейдерство — разве это не присуще и нынешним власть имущим?
Поэтому все отлично понимают, что абсолютно любого олигарха или приближенного к власти можно привлечь по многим статьям уголовного кодекса. Было бы желание, повод найдется.
* * *
О чем свидетельствует этот погром?
Во-первых, Порошенко накопил большой силовой ресурс. Чтобы провести одновременно обыск на 90 объектах, нужно сконцентрировать в небольшом областном центре 90 бригад, состоящих из прокуроров и эсбэушников. Это все демонстрирует завершение этапа переформатирования прокуратуры и СБУ и полную деградацию МВД, как части правоохранительной системы.
Во-вторых, идет процесс уничтожения финансовых потоков конкурентных политических сил, а значит, Порошенко не собирается уступать кому-то свою табуретку. И в этой борьбе он видит региональные элиты серьезным противником и опасным врагом.
В-третьих, этот погром наглядно демонстрирует реальную цену предательства и уступок. Никакие обещания и гарантии в обмен на сдачу политических целей не выполняются. Это и понятно. Региональные элиты не устраивают и Запад, на который ставит Порошенко. Нынешним хозяевам Украины не нужны местные буржуи и падишахи, даже если они низко склоняют голову. Им нужны только гауляйтеры и бургомистры, наемные солдаты и полицаи. Именно это им и обещает Петр Порошенко.
И остается только вопрос – приготовят всеукраинский «Оппоблок» в маринаде тюремного посола или сделают из них отбивную по-николаевски?