После воскресного погрома киевского магазина «Эмпориум», со стен которого стёрли граффити времён евромайдана, генеральный прокурор Украины за взятки Юрий Луценко таки открыл уголовное дело, как и обещал, не против погромщиков, а против пострадавшего владельца магазина. Хозяин мебельного салона Игорь Доценко уже сообщил о том, что его бизнес в центре украинской столицы закрывается.
В сей же час заместитель директора Национального музея «революции гидности» Антонина Пипко потребовала отдать помещение магазина музею. «Магазин, который уничтожил граффити и поиздевался над идеалами Украины, не имеет больше права находиться в этом помещении. Мы будем добиваться того, чтобы Национальная академия наук передала это помещение для временного хранения артефактов революции достоинства», – заявила пани Пипко. Академии наук в этой ситуации можно только посочувствовать: наверняка мебельный салон исправно платил немалые деньги за аренду помещения в самом «жирном» месте Киева, теперь от учёных требуют «передать» освободившуюся площадь революционеры, которые платить по счетам не любят и считают, что это им все должны. Их совершенно не смущает, что появление на месте «Эмпориума» филиала музея «революции гидности» не обрадует владельцев соседствующих с ним магазинов и, скорее всего, снизит стоимость аренды в этом доме: кто же захочет иметь под боком источник проблем?
«В понедельник утром музей майдана предложил передать им помещение «Эмпориума», поскольку ему негде хранить и выставлять экспонаты. Арендодатель успел заявить, что не будет продлевать с нами договор, нас не пригласили на «брифинг». Всё решили без нас. При этом вовсю, без следствия и суда, нас обвиняют в совершении противоправных действий», – возмущён хозяин мебельного салона Игорь Доценко. А пани Пипко настаивает на необходимости передачи музею революции помещения с «оберегами» на стенах (их собираются восстанавливать при участии министерства культуры) под предлогом того, что 2000 «артефактов» майдана (покрышки, доски с надписями «зека на нары», мешки с песком с места событий 2014 года, булыжники, которыми революционеры кидали в «Беркут» и прочий хлам) негде хранить, а вот в бывшем уже «Эмпориуме» этим экспонатам самое место. Тем более, что всё равно Украинский институт национальной памяти собирается строить музей в самом центре Киева, и в сентябре Вятрович собирается огласить конкурс на его проект.
В свою очередь, владелец помещения в лице директора Института украинского языка Национальной академии наук (НАНУ) Павел Гриценко заявил, что музей революции не получит желаемого. «Никогда. А почему мы должны передавать свои площади? У нас есть арендатор законный, с которым подписан договор до конца года. Сделка эта не расторгнута. Всё еще в процессе исследования. К нам по поводу нового соглашения никто не обращался. Кто обращается по поводу аренды помещения через прессу? Не является ли это давлением?» – задал вопросы Гриценко. По его мнению, погром состоялся не случайно:
«Если так настойчиво требуют именно такого решения, то кто тогда организовал все провокации? Кто привел людей бить окна, и чтобы одновременно там были корреспонденты? Почему сразу пришли с шинами, яйцами и всеми другими атрибутами? Кто это все организует – вот вопрос? Почему так синхронно действует Институт национальной памяти и радикальные группы?» И хотя Институт украинского языка НАНУ поддержал восстановление стёртых настенных рисунков, всё остальное в академии наук считают вандализмом и попыткой рейдерского захвата помещения. «Идёт давление на Институт украинского языка. А мы тоже не сбоку стоим от национальной идеи. Извините мое возмущение, но я хочу, чтобы всё решалось в демократическом правовом государстве. Потому что это выглядит как рейдерский захват – через СМИ и через организованных якобы национально сознательных граждан, но это те же титушки. А то, что здание обрисовано и окна разбиты – это вандализм», – убеждён Гриценко.
По поводу погрома «Эмпориума» выразили своё мнение многие жители Украины, имеющие доступ к Интернету. Мнения разделились. Одни требуют расправы над владельцем магазина, другие – кары погромщикам, третьи говорят о беззаконии, которое царит в стране.
Глашатай евромайдана, а ныне народный депутат Мустафа Найем написал на своей странице в Facebook: «Человек, решивший плюнуть в лицо обществу должен быть готовым к ответу. Это в равной степени касается и граффити на стене, и Роттердама+».
Волонтёр и ярый русофоб Роман Доник черкнул в своём блоге: «Изображения на стене магазина – это символ продолжающегося Майдана… Потому что ничего еще не закончилось. Потому что революция еще продолжается. Просто сейчас фаза борьбы с интервенцией. И да – «Революція ще буде».
«Нас нельзя стереть. Мы в историю вписаны! Камни ещё будут лететь и шины ещё будут гореть!» – пообещал один из погромщиков «Эмпориума», нацист Дмитрий Резниченко, возглавляющий организацию «Новый Огонь». К слову, семья Резниченко привела полюбоваться погромом своих маленьких дочерей, – дети радостно позировали перед разбитыми витринами магазина.
Журналист Александр Дубинский так прокомментировал произошедшее: «Стёр граффити – возмущение, шины и погромы. Обокрал всю страну – никого ничего не волнует. Страна прогрессирующего маразма».
Инвестиционный банкир Сергей Фурса подошёл к вопросу прагматично. По его мнению собственник магазина «не подумав, взял и похерил свой бизнес. Очень глупо. Не думать перед тем как делать».
Действительно, в нынешней Украине, где «кто не скачет – тот москаль», бизнесменам надо трижды подумать над своими словами и поступками, иначе придут «патриоты» и разнесут всё в клочья. Полиция при этом будет спокойно наблюдать за происходящим, а прокуратура в угоду радикалам примется вслед за погромом разорять недостаточно патриотический бизнес. О вандалах, разгромивших магазин, Сергей Фурса пишет: «Устраивая такие беспределы, не задавайте потом вопрос, почему к нам не идут инвесторы. Вот поэтому и не идут. Им нужны места, где право собственности свято. И где при малейших признаках вандализма появляется полиция и всех вяжет.
И третий уровень беспредела – это главный прокурор, который обещает проверки. Это и беспредел, и глупость».
История с настенной живописью очень дурно пахнет для киевского режима, который пытается действовать в угоду радикалам. В свою очередь, этих радикалов вовсю пользует пан Вятрович: уже нельзя скрыть того, что УИНП действует в одной связке с погромщиками, пытаясь отжать помещение в центре Киева в свою пользу под прикрытием «всплеска патриотизма». Ну а бизнес получил ещё один урок: в стране победившей «гидности» право частной собственности не является ни священным, ни вообще правом. Если некие «патриоты» сочтут владельцев или персонал магазина, ресторана, кафе, любого другого предприятия недостаточно лояльным «ценностям майдана» или действующей власти, ни полиция, ни прокуратура не спасут бизнесмена от погрома или поджога, и преследовать в уголовном порядке будут именно его, а не погромщиков и поджигателей. Ну, а если бизнес расположен в «жирном» месте, риски его потерять возрастают в разы.