30 сентября исполнилось два года с начала военной операции Вооружённых Сил России в Сирии. Присутствие наших войск было одобрено законным правительством Сирии, попавшем в безвыходное положение – Дамаск практически находился в осаде, почти вся территория страны была наводнена отрядами боевиков ИГИЛ и прочих нусрачей, а немногочисленным очагам сопротивления террористам грозила ликвидация из-за нарушенной бандитами связи и снабжения. Террористы, заблокировавшие город Дейр-эз-Зор, захватили богатые нефтяные поля в округе и получили в свои руки огромные ресурсы для продолжения войны.
Кроме того, законное правительство Сирии находилось под мощным давлением США и их союзников, требовавших ухода Асада, угрожая в противном случае авиаударами под различными надуманными предлогами. У влиятельных врагов Сирии были свои экономические и геополитические причины желать уничтожения светского правительства и расчленения дружественной России страны. Помимо крупного приза в виде контроля над сирийской нефтью, администрация Обамы получила деньги и заказ от Катара на дестабилизацию Сирии ради прокладки газопровода к средиземноморскому побережью в Европу. Среди главных спонсоров террористов и потенциальных выгодополучателей от сирийской катастрофы засветились Саудовская Аравия и Турция.
Выстоять против натиска этого упыриного альянса у Сирии не было ни единого шанса: не хватало ресурсов, собственной военной и экономической мощи. Правда, с помощью России удавалось купировать отдельные угрозы. Например, умело проведенные переговоры с американцами об уничтожении сирийской стороной запасов химического оружия и прекурсоров для его изготовления выбили из рук «ястребов» главный козырь, который они собирались использовать для военного вторжения в Сирию.
Несмотря на это, удавка вокруг Асада и его страны медленно, но верно сжималась. Допустить сваливания Сирии в хаос по образцу Ирака и Ливии Россия просто не имела права. Помимо смертельной угрозы дружественной стране, Россия имела все шансы получить новый виток террористической войны на своей и сопредельных территориях. Особенно в «мягком подбрюшье» бывших советских республик Средней Азии и на Кавказе.
Как и в случае с Афганистаном конца 1970-х, выбор России состоял в том, где встретить войну – в собственном доме или на дальних подступах. Таким образом, творя благое дело и отводя беду от дружественной Сирии, Россия в то же время защищает себя в этой ближневосточной стране.
Ударным кулаком операции стали Воздушно-космические силы страны. Постепенно к ним подключились силы спецопераций, советники, военные медики, сапёры, военная полиция, а также части РЭБ и ПВО. Активно участвует в уменьшении поголовья сирийских бармалеев и ВМФ России. Удары по инфраструктуре и скоплениям боевиков крылатыми ракетами «Калибр» стали сюрпризом не только для бородатых, но и для их заокеанских покровителей.
Участие россиян в наземной операции было продиктовано необходимостью вести глубинную разведку объектов противника и целеуказание ВКС, поскольку на подготовку сирийских ССО попросту не было времени. Как только сирийские войска начали брать освобождённые от банд территории под свой контроль, нашлась работа для российских сапёров, а также для военной полиции и медиков.
Вступление России в войну с террористами позволило измотанным до предела войскам Сирийской Армии получить долгожданную передышку, перегруппироваться, наладить связь и логистику. Учитывая характер войны, Россия снабдила правительственные войска как современными образцами оружия (танками Т-90, ТОС «Солнцепёк», ПТРК, комплексами связи и т.д.), так и устаревшей, но вполне пригодной боевой техникой с баз хранения (танками Т-62 и Т-72, грузовиками, ствольной артиллерией и миномётами, РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч»).
Помимо вооружения, Сирия получает необходимую помощь для восстановления разрушенной войной инфраструктуры. В первую очередь, систем жизнеобеспечения населения, производства продуктов питания, а также ремонт, восстановление и даже выпуск боевой техники и боеприпасов.
Вооружённым Силам и оборонно-промышленному комплексу России операция в Сирии позволила обкатать и проверить в условиях реальных боёв модернизированные и новые образцы боевой техники. В частности, новый бомбовый прицел СВП-24 для российских самолётов оказался настолько удачным, что позволил использовать обычные бомбы в качестве высокоточного оружия. Его применение серьёзно сократило военные расходы и сберегло жизни мирного населения, проживавшего на оккупированной территории.
Чтобы отслеживать состояние новой боевой техники и по возможности вносить в неё поправки в оперативном режиме, на авиабазе Хмеймим был развёрнут городок российских оружейников. Эффективные удары ВКС также способствовали пробуждению интереса к закупкам российского оружия.
Был учтён опыт афганской войны. Доказав на деле свою силу и решимость довести войну до победного конца, российские военные в Сирии организовали Центр примирения враждующих сторон. Разрозненным отрядам вооружённой оппозиции, не входящим в число боевиков ИГИЛ, Фронта ан-Нусра и им подобных отморозков, было предложено сложить оружие и перейти к политическому диалогу с центральным правительством, или же подписать себе смертный приговор, схлопотав нежданчик в виде бомбы, ракеты, заряда «Смерча», или, того пуще, очутиться в эпицентре локального ада от «Солнцепёка».
Один из ключевых моментов военной операции российских войск в Сирии – это отстутствие фактора «исламского интернационала». Против СССР, выступавшего в защиту арабских и других стран Ближнего Востока, после начала афганской войны ополчились и ушли воевать за душманов многие наши «союзники», включая палестинцев Арафата, египтян и ливийев. В Сирии, помимо российского контингента, правительственным войскам оказывает существенную помощь Иран, проиранская группировка «Хезболла» и, до последнего момента, курдская «пешмерга». Китай также обозначил поддержку законному сирийскому правительству и действиям российских военных в этой стране.
По данным Минобороны РФ, за два года ВКС сделали более 30 тысяч боевых вылетов, проведя свыше 97 тысяч точечных авиаударов. Боевые корабли и субмарины ВМФ произвели 9 ракетных залпов, выпустив 70 крылатых ракет «Калибр», в том числе из акватории Каспийского моря.
Из аналитических сводок НАТО следует, что 40 российских боевых самолётов, дислоцированных в Латакии, совершали в день по 75 боевых вылетов, неизменно нанося точечные и результативные удары по террористам, тогда как имеющиеся в распоряжении «международной коалиции» 180 боевых самолётов ежедневно отчитывались всего о 20 уничтоженных объектах боевиков, зачастую возвращаясь на базы с неизрасходованным боекомплектом.
Благодаря блестящей работе российских ВКС совместно с наземными силами было отправлено на встречу с шайтаном 54 тысячи террористов и освобождено более половины территории Сирии. С учётом того, что главное в войне – это связь и логистика, только в первый год участия в войне ВКС нанесли разрушительные удары по 184 НПЗ и почти 10 тысячам других объектов для добычи, хранения и переработки нефти, включая колонны бензовозов, лишив тем самым боевиков экономической опоры.
Меткие удары ВКС заставили террористов ИГИЛ почти полностью прекратить свои изуверские шоу с показательными убийствами пленных и заложников.
С военной помощью России был восстановлен контроль правительства Сирии над участками сирийско-иракской и сирийско-иорданской границы (180 и 195 км соответственно). Страна смогла вздохнуть и начать восстанавливать мирную жизнь. На родину вернулось более 140 тысяч беженцев. Одно только освобождение Алеппо спасло более 100 тысяч жизней мирного населения. Полным ходом восстанавливаются города, крестьяне вновь начали сеять и собирать урожай.
К несчастью, война невозможна без потерь. По официальным данным потери российских военных в Сирии на данный момент составили 38 человек, включая двух женщин-медиков. ВКС потеряли три самолёта, включая Су-24, сбитый турецким истребителем, а также пять вертолётов.
Уже полученные результаты доказывают, что вступление России в войну с терроризмом в Сирии было не только оправданным, но и принесло серьёзные политические дивиденды нашей стране. Помимо ликвидации непосредственной террористической угрозы, России удалось стать ключевым игроком на Ближнем Востоке. Тонко сыгранная партия с Турцией помогла преодолеть инцидент со сбитым самолётом и избежать военного конфликта, чего настойчиво добивались американцы. Теперь Турция пребывает в контрах с США, тогда как её отношения с Россией перешли на иной уровень – турки согласились на строительство газопровода по дну Чёрного моря и покупают российские системы ПВО. В Турции также всерьёз задумались о том, что война в Сирии идёт не к тому результату, который там ждали.
Конечно, ещё остаётся масса проблем, но они, по сравнению с теми, что были два года назад, выглядят не столь впечатляющими. Безусловно, бармалеи будут огрызаться – американцы, помимо поставок ПТРК Tow, начали снабжать бандитов ПЗРК, и, хуже того, появилась информация, что американские спецслужбы и военные взяли на себя планирование операций ошмётками ИГИЛ. То, как подло по наводке американцев был убит российский генерал Асапов, говорит о том, что последний бой за Сирию будет нелёгким.