Досье — Киев

Украинский феникс запеченный по-горбулински

Отдельные украинские эксперты начали задумываться: есть ли жизнь после смерти или что же будет с Украиной после окончания «гибридной войны». Вопрос, конечно, интересный и далеко не праздный. Как говаривал тов. Сталин, «гитлеры приходят и уходят, а Германия остаётся». Впрочем, у тов. Сталина была выстроена система подготовки кадров и интеллектуалов, которые могли сквозь мглу войны видеть очертания грядущего послевоенного мироустройства, чего не скажешь об Украине под «гибридным» руководством Порошенко.

Своим видением проблемы намедни поделился мощный экспертный старик Горбулин, занимавший при Кучме кресло председателя СНБО, угодивший также Турчинову и Порошенко. В данный момент Горбулин добрался до вершин, став академиком НАН и директором Национального института стратегических исследований.

Чтоб вы понимали, специально под Горбулина шароварники организовали институт, который, по задумке, должен был стать аналогом и конкурентом знаменитого РИСИ (Российского института стратегических исследований), бывший НИИ разведывательных проблем ПГУ КГБ СССР.

У Горбулина, конечно, и труба пониже, и дым пожиже, и советы его не сильно помогли Кучме, а теперь и для Порошенко они, что для мёртвого припарки, но мужик старается и время от времени выдаёт резонансную псевдоаналитику, вроде прошлогодних «Есть ли жизнь после Минска» и «Пять сценариев для украино-российских отношений». Последнюю, помнится, читать без слёз было невозможно – ощущение такое, будто дедушка позолотил руку цыганке, чтобы та погадала «что будет и на чём сердце успокоится».

Ноябрьский аналитический сезон Горбулин открыл статьёй «Какой Феникс родится из пожарища мировой гибридной войны?» с подзаголовком «Ставка в этой войне – жизнь демократической модели как таковой». Ни больше ни меньше.

Свою аналитику Горбулин обильно разбавляет цитатами великих писателей и философов, в том числе левого толка, что плохо вписывается в проамериканскую империалистическую риторику и, по всей видимости, объясняется рудиментами советского воспитания и образования пана советника.

Основная идея, которую пытается развить Горбулин в статье – характерное натягивание украинский совы на глобус: дескать, «агрессия России против Украины» – это покушение на установленный в 1991 году миропорядок. Демократия в опасности! Первый бой с тёмными силами Северного Мордора светлые силы проиграли. Если Свободный Мир не хочет потерять всё – ему надо усилить натиск на Россию и развалить её, как был развален Советский Союз, бросивший вызов западной цивилизации.

При этом фантомные боли шароварной Украины, потерявшей Крым и Донбасс, переносятся на весь мир. За точку отсчёта нарушения миропорядка Горбулин берёт 2014 год. Не поглощение ГДР ФРГ, не трагедию Югославии, ввергнутую в братоубийственную войну, не косовский прецедент. Все эти неприятные факты Горбулин даже не упоминает, чтобы кто-нибудь из читателей ненароком не зацепился за острый угол и не вспомнил, что в нашем релятивистском мире всё не так однозначно и весьма относительно.

Тем не менее, по мнению Горбулина, с началом «российской агрессии» против Украины у всего мира подгорело и продолжают подгорать международное право, международная стабильность и тому подобные международные институты. «Всё это исчезло совсем или вот-вот исчезнет», – сетует автор.

Горбулин убеждён, что Путин старается ввергнуть мир в «новые восьмидесятые». Чтобы доказать свой насквозь искусственный тезис, горе-аналитик собирает перестроечные мифы и пытается втюхать их в сегодняшний день.

Чтобы было понятнее. В начале 1980-х СССР, вступивший в эпоху политической и экономической турбуленции, вводит войска в Афганистан. В это время на Западе к власти приходят настоящие крестоносцы Рейган и Тэтчер. Они заставляют Америку и Европу собраться в кулак, усиливают натиск на «империю зла», обваливают цены на нефть, вводят эмбарго и санкции, в результате чего измождённые советские элиты вынуждены выдвинуть на пост Генсека молодого и покладистого Горбачёва, умеющего хорошо играть в геополитические поддавки. Конец известен – СССР почил в бозе, в мире воцарился однополярный мир и повсеместное торжество демократии.

В этой умозрительной конструкции Горбулина хромает всё. Состояние экономики СССР вплоть до самой гибели страны не было катастрофическим и даже сохранялся рост в 2%. За тот период, когда

международные цены на нефть валялись в обмороке, ВВП СССР увеличился на 3 триллиона рублей. Вообще, тема «нефтяной иглы», на которой якобы «сидел» СССР, сильно раздута его ликвидаторами.

Согласно данным академика Аганбегяна весь внешторг СССР, куда входил экспорт углеводородов, не превышал четверти ВВП.

Кроме того, Рейгану и Тэтчер не удалось консолидировать Запад. В частности, планы американцев разместить в Западной Европе ракеты средней дальности «Першинг-2» вызвали в ФРГ и других странах массовое движение протеста, а эмбарго на поставки различного оборудования не помешали построить газопровод «Дружба», на котором до сих пор паразитируют олигархические кланы Украины.

Франция «восьмидесятых» под руководством Франсуа Миттерана была сильной страной, проводившей самостоятельную политику. Современная Франция – её бледная тень, причём о президентах, пришедших на смену Шираку, слова доброго сказать нельзя – таких сервильных пуделей страна не знала со времён нацистской оккупации.

То же самое можно сказать и об ФРГ. Западная Германия «восьмидесятых» не была другом СССР, но уж точно не была готова стрелять себе в ногу по указке из Вашингтона.

Впрочем, в статье Горбулина полно подобных неувязок. По-видимому, статья писалась то ли в расчёте на аудиторию со слабой памятью, то ли на современных митрофанушек, для которых что СССР, что Тридевятое царство, – всё едино.

От «восьмидесятых» Горбулин внезапно перескакивает к знаменитой фултонской речи Черчилля, которая была произнесена 5 марта 1946 года.

Как и многие «эксперты» стратегический советник Кучмы – Порошенко считает её отправной точкой холодной войны. На самом деле, для Сталина, ознакомленного с основными тезисами Черчилля ещё в 1943 году, речь в Фултоне не стала новостью. Просто, пока президентом США был умный и рассудительный Ф.Д. Рузвельт, оставалась надежда на мирное послевоенное будущее. Доктрина Трумэна и взрыв первой ядерной бомбы обвалили в грязную лужу надежды на светлое будущее.

Уповая на то, что Запад в отношении России будет действовать согласно фултонской речи и настаивая на том, что коллективному Западу был брошен вызов «античеловечным и несправедливым режимом», Горбулин игнорирует многие интересные и важные детали. В частности, ни для кого не секрет, что гитлеровский режим по сути своей был продолжением колониальной системы, в которой первую скрипку играла Британская империя. Причём расовая теория превосходства была придумана задолго до Гитлера. Разница только в том, что британцы или французы зверствовали и грабили свои колонии, а Гитлер применил колонизаторскую практику в отношении европейцев, чего Запад ему не простил.

Из статьи видно, что Горбулин либо совсем не читал, либо читал очень выборочно фултонскую речь своего кумира, иначе бы он не стал делать из неё культа. Речь Черчилля по сути своей очень расистская и принципиально не отличается от речей Гитлера или Геббельса. Всего через год после окончания Второй Мировой войны Черчилль утверждает, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира.

Горбулин также игнорирует ситуацию, при которой была произнесена фултонская речь. СССР и коммунисты во время войны показали себя стойкими и беспомпромиссными борцами с фашизмом. Авторитет нашей страны был на недосягаемой высоте. К власти во многих европейских странах на волне симпатий к СССР стали приходить левые и прокоммунистические правительства. Жаль, что Горбулин не просветил, кто и каким образом помешал стать советскими послевоенным Италии и Греции.

В это самое время Британская империя переживала тяжелейший кризис, теряя колонии и мировое лидерство. Черчиллю очень хотелось столкнуть США и СССР лбами, чтобы «Англичанка» в это время поправила свои пошатнувшиеся позиции. Трумэн был не прочь пободаться, обладая монопольной ядерной дубиной, но старушке Британии отводилась своя роль в предстоящей драке.

Таким образом, восторгаться фултонской речью – занятие по меньшей мере странное, поскольку никакого особого профита Великобритании её последствия не принесли – империя прочно закрепилась в кильватере американской политики, а во влиянии на европейскую политику её уверенно обошли Германия и Франция. К тому же, США уже давно потеряли монополию на ядерное оружие. Бряцать ракетами при наличии у России достаточного количества «тополей», «булав» и «сарматов» несколько поздновато.

Но, в общем, понятно, отчего дедушка возбудился на фултонскую речь Черчилля: по его мнению современному Западу следует подняться в новый крестовый поход против России и ответить на «российскую агрессию» новым Фултоном.

Горбулина буквально корёжит, когда он заговаривает о российских медиапроектах за рубежом, призванных донести до европейцев точку зрения нашей страны на международную политику. Дедушка бьёт в набат и советует немедленно ликвидировать работающие во Франции медиахолдинг «Спутник» и Russia Today France, опускаясь при этом до лжи. В качестве примера он упоминает Всемирный совет мира, якобы изгнанный из Франции в 1952 году как один из инструментов КГБ. На самом деле, ВСМ до начала 90-х спокойно работал в Хельсинки, а его президентом с 1950 по 1959 годы был знаменитый французский учёный Ф. Жолио-Кюри.

Кроме того, Горбулину чем-то помешал модерновый Свято-Троицкий собор, построенный Россией в Париже в 2016 году. Впрочем, учитывая преклонные года «эксперта», можно предположить впадение маразм, поскольку далее Горбулин видит пресловутую «руку Кремля» в Брексите, каталонском референдуме, шотландском сепаратизме и попытках итальянских областей Венеции и Ломбардии расширить свою автономию.

При этом Косово и распад Югославии снова выпадает из дырявой памяти «эксперта».

Интересно, что Горбулин с порога отметает угрозу международного терроризма, считая, что Москва преднамеренно кричит «волк, волк!» с целью отвлечь от себя внимание Запада.

Окончание статьи посвящено видению места Украины в «обновленной Европе». По мнению Горбулина, Украина может стать для ЕС «донором безопасности». При этом «экспертом» вывернуто наизнанку буквально все процессы, четвёртый год идущие на Украине. Оказывается, весь лютый идиотизм украинской политики – это «противостояние гибридной агрессии и поиск адекватных ответов на неё».

Впрочем, в этой мысли есть рациональное зерно, ибо идиоты непредсказуемы.

Как следует далее из объяснений Горбулина, людоедская пенсионная реформа и доктор Менгеле в юбке на должности министра здравоохранения – это «почти полная перестройка государства под нужды противодействия гибридному конфликту». Из текста также становится ясно, что Горбулин видит благо в «квазимилитаризации» экономики (а попросту говоря – в обогащении узкой группы лиц во главе с Порошенко на военных заказах), в убогой внешней политике, олицетворяемой Климкиным, и в действиях бандеровских «хунвейбинов», которые «эксперт» витиевато называет «взаимодействием по линии «сектор безопасности – общество».

«Мы действительно сегодня имеем страну транзитного типа. Только это не транзит от авторитаризма к демократии – это стремительный транзит от зарождающейся демократии мирного времени к демократии реальности гибридной войны».

В общем, это уровень украинской аналитики – «дурень думкой богатеет». Если зраду переименовать в пэрэмогу, черное назвать белым, то и наступит заветное гибридное Щастя – как следует прожаренный феникс украинского «видродження» по-горбулински.

Александр Ростовцев