У Вашингтона имеется несколько рабочих альтернатив для смены выстроенной президентом Украины Петром Порошенко политической конфигурации — от крайне правых, фактически нациствующих радикалов, до условно либераствующих сил, ориентирующихся в своей политической практике на европейские модели построения общества и государства. Украина в любом случае будет и впредь рассматриваться Западом как передовой рубеж для сдерживания России, а решение проблемы Донбасса будет откладываться на неопределённый срок для оказания постоянного давления на Москву с целью заставить Россию «платить свою цену» за поддержание стаус-кво.
Вместе с тем предстоящие Киеву парламентские и президентские выборы в следующем году мотивируют как внутриукраинские силы, так и иностранных спонсоров киевского режима формировать новые структуры гражданского общества и создавать лояльные себе СМИ, чтобы подойти к будущему политическому сезону максимально подготовленными и отмобилизованными.
Неудивительно, что одним из основных игроков на этом поле являются Соединённые Штаты. Так, в частности, Государственный департамент США накануне разместил на правительственном портале государственных грантов программу поддержки гражданского общества, «независимых медиа», а также борьбы с коррупцией на низовом уровне. В антикоррупционной подпрограмме Госдепа для Украины подчёркивается, что в её рамках будет «поддержана способность гражданского общества для наблюдения за местными властями и их борьбой с коррупцией». В рамках этого подпроекта Госдеп планирует обучать и поддерживать «независимых» украинских журналистов для того, чтобы они освещали специфические сектора экономики и государственного управления, наиболее подверженные коррупции. Всего на эти цели планируется потратить порядка 750 тысяч долларов.
А ещё 800 тысяч долларов будут выделены на разработку моделей «финансовой уcтойчивости» для независимых средств массовой информации в регионах страны. В рамках этой подпрограммы Госдепа планируется снабдить региональные украинские медиа «набором бизнес-техник» для завоевания своей доли рынка и аудитории, а также для адаптирования своего контента для потребления новыми способами — в первую очередь с мобильных устройств, а также в соцсетях.
Однако наибольший интерес представляет третья составляющая программы, предлагаемая Госдепом к реализации на Украине, — проект контроля за местными правоохранительными органами. В описании гранта указывается, что, несмотря на то что новая патрульная полиция представляет хороший пример нового подразделения, «уважающего права и свободы граждан», остальные украинские специальные службы, а также военные структуры и органы разведки остаются, по мнению Госдепа США, «недореформированными», в них совершаются регулярные нарушения прав человека, злоупотребления, а также коррупция.
Следует отметить, что свою игру на Украине в поддержку «свободы» и «прав человека» ведёт и Евросоюз. Так, в недавно опубликованном исследовательским центром Европарламента докладе о состоянии прав человека на Украине отмечается, что, несмотря на то что определённые сдвиги в вопросе прав человека и политических свобод в 2014–2015 годах фиксировались, в 2016–2017 годах ситуация оставалась «статичной», а сама страна оставалась в зоне «относительной свободы». Указывается также и то, что «власти Украины систематически используют военные действия как оправдание нарушения прав человека вне зоны АТО», причём отдельной большой проблемой, по мнению аналитиков Европейского парламента, являются нарушения прав временно перемещённых лиц и тех граждан Украины, что проживают в так называемой серой зоне на линии соприкосновения между Вооружёнными силами Украины и ополчением Донбасса и Луганска.
В докладе констатируется, что у жителей почти 72 населённых пунктов нет фактически доступа к элементарным благам, отсутствует отопление и канализация, электричество поступает с перебоями, они находятся под постоянной угрозой артиллерийских обстрелов с той или иной стороны конфликта. Также в качестве одной из системных проблем в вопросе соблюдения прав человека на юго-востоке страны назван вопрос выплаты пенсий тем гражданам, что проживают на неподконтрольных официальному Киеву территориях, — люди вынуждены регистрироваться по новому месту жительства, и их отсутствие там служит основанием для отказа в выплате пенсий.
Вместе с тем Соединённые Штаты практически в открытую выделяют средства на различного рода программы поддержки Украины фирмам, тесно сотрудничающим долгие годы с американским правительством. Деньги по условно «украинской проблематике», скорее всего, даже не покинут счета в США. Так, в частности, по данным американского правительственного портала, Агентство по международному развитию США через Госдеп перечислило крупной международной консалтинговой корпорации Deloitte 3,2 миллиона долларов на цели технического содействия реформированию корпоративной структуры «Нафтогаза». При этом всё та же Deloitte практически одномоментно с контрактом на реформирование «Нафтогаза» получила (также по линии USAID) ещё два контракта — на 3,85 и 1,1 млн долларов для некоего «технического содействия» Правительству Украины, что, учитывая характер и время выдачи, позволяет сделать вывод о том, что эти средства также предназначены для грядущей реструктуризации «Нафтогаза».
Поддержка неправительственного сектора, украинских медиа-проектов в регионах, а также выделение средств НКО, которые занимаются «мониторингом коррупции», является фактически процессом создания необходимого запаса медийной прочности в преддверии парламентских и президентских выборов в стране, которые должны состояться в 2019 году, и Соединённые Штаты начинают эту работу загодя. А судя по публикациям украинских СМИ, команда Петра Порошенко готовится к новой конституционной реформе и перераспределению полномочий в пользу парламентской модели и уходу от президентско-парламентской республики.
Пост президента в такой системе становится номинальным, и центр власти переходит в парламент (включая и назначения глав силовых и правоохранительных служб). Естественно, что борьба на выборах в парламент будет ожесточённой, и многие нынешние политические противники Порошенко постараются заручиться своеобразным «ярлыком на княжение» в Вашингтоне, чтобы сменить состав правящей коалиции. И именно в такой внутриполитической конфигурации создание (на деньги американских ведомств) и контроль за сетью региональных сил и «антикоррупционных» НКО даёт существенный козырь тому, кто сможет эту региональную сеть получить в своё распоряжение.