События 9 мая на Украине в очередной раз продемонстрировали, что разговоры о неонацистской сути установившегося в «Незалежной» режима не являются художественным преувеличением.
На фоне публичного восхваления на Украине Адольфа Гитлера, конкурсов детского рисунка об СС и открытых призывов уничтожать евреев, корреспондент EADaily решил поинтересоваться у политических экспертов, насколько «коричневой» является сегодня украинская власть и почему практически не слышно критики по этому поводу со стороны западных правозащитных и еврейских организаций.
Хотя 9 мая до сих пор формально является на Украине государственным праздником, представители киевской власти уже практически не участвуют в этот день в каких-либо торжествах и не проводят мероприятий, которые можно было бы трактовать как праздничные. Президент Украины Петр Порошенко в этом году ограничился возложением венка к могиле Неизвестному солдату и присутствием на церемонии принятия присяги военнослужащими 101-ой бригады охраны Генштаба. За день до этого он раскритиковал Россию за празднование Дня Победы и назвал акцию «Бессмертный полк» элементом «гибридной войны».
Телеканал «Интер» за организацию праздничного концерта, один из ведущих которого призывал не допустить героизации нацизма на Украине, подвергся жесткой критике со стороны власти и атаке радикалов. В Национальном совете по делам телевидения и радиовещания проведение «Интером» концерта назвали атакой в информационной войне, а представители ультраправых организаций взяли в осаду офис телеканала и бросили в него «коктейль Молотова».
Подконтрольный олигарху Игорю Коломойскому телеканал «1+1» у себя на сайте назвал лозунг «Фашизм не пройдет», который выкрикивали участники народных памятных акций, приуроченных к 9 мая, антиукраинским.
Памятные акции и возложения цветов в большинстве из крупных украинских городов прошли под надзором правых радикалов. В Киеве неонацисты напали на пожилого мужчину за использование красной звездочки на плакате. Кроме того, радикалы вместе с полицией избили главу Института правовой политики и социальной защиты Елену Бережную. Элемент оформления «заровской» футболки, надетой на женщине, показался им похожим на георгиевскую ленточку. В результате Елена Бережная была задержана, получив предварительно сотрясение мозга и трещины в ребрах.
Кстати, использовать георгиевские ленточки и красные флаги украинцы практически перестали. На всю страну было зафиксировано всего несколько эпизодов ношения запрещенной символики — преимущественно в Одесской области. Тем, кто все же рискнул развернуть знамя Победы, теперь грозит до пяти лет лишения свободы. Уголовные дела уже возбуждены.
Во Львовской области День Победы практически не отмечали. Там — свои праздники. В конце апреля во Львове праздновали 75 лет со дня создания дивизии СС «Галичина». Местный департамент образования и науки провел в честь «юбилея» конкурс детского рисунка, посвященный украинским добровольцам в рядах СС, по итогам которого лучшие работы должны получить денежные призы (3000 грн. или около 7000 руб. за первое место). И это — не инициатива какой-то маргинальной организации, а плановое мероприятие структуры власти, входящей в «вертикаль» министерства образования и науки. Кроме того, в память о «подвигах» украинских эсэсовцев во Львове прошел торжественный марш. Никого даже не смутил тот факт, что СС была официально признана преступной организаций Нюрнбергским трибуналом.
А на митинге, посвященном «победе» украинских неонацистов над одесситами 2 мая 2014 года, одна из лидеров местного «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещенная в РФ) Татьяна Сойкина пообещала очистить Украину от евреев (использовав, правда, другое, более жесткое обозначение, начинающееся на букву «ж»). На том же мероприятии звучали многочисленные призывы «поднять на ножи москалей». В МВД Украины призывы к расправе над «москалями» ожидаемо проигнорировали, а по факту высказываний Сойкной о евреях открыли все-таки уголовное производство, однако иллюзий относительно его перспектив ни у кого нет. По оценкам экспертов, антисемитские выступления на территории «Незалежной» в последнее время участились в два раза, но к ответственности за них официальный Киев в действительно никого привлекать даже не собирается. То, что антисемитские высказывания Сойкиной вообще заметили, судя по всему, стало формальной реакцией на жалобу, поданную в Госдеп США 57-ю американскими сенаторами, заметившими рост антисемитских проявлений на Украине. Рассчитывать же на то, что МВД Украины, как ведомство, структурные подразделения которого официально используются в своей символике знаки СС и НСДАП (в частности, пресловутый «волчий крюк»), всерьез будет бороться с неонацистскими проявлениями, — просто смешно.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, провел в беседе с корреспондентом EADaily параллели между происходящим сегодня на Украине и событиями в Центральной Европе 30-х годов ХХ века: «Западная общественность реагирует на происходящее в Киеве традиционно — так же, как она реагировала на то, что происходило перед началом Второй мировой войны в Германии. Практически не обращает внимания». По словам эксперта, Европа и США просто ставят во главу угла свои геополитические интересы. Владимир Жарихин отметил, что с правыми радикалами на Украине сегодня активно сотрудничают даже представители элиты, не относящиеся к этническим украинцам, и этот феномен еще предстоит изучать будущим поколениям социологов и психологов. Закономерной считает заместитель директора Института стран СНГ и преимущественно нейтральную реакцию на происходящее на Украине со стороны израильских властей, традиционно нетерпимых к проявлениям неонацизма: «Израиль считает сегодня залогом своего существования игру на стороне евроатлантического сообщества, которые использует украинских радикалов против России. Отсюда и нежелание замечать откровенно фашистские проявления».
Директор «Центра системного анализа и прогнозирования» Ростислав Ищенко утверждает, что ультраправые группировки являются важным фактором внутриполитической жизни Украины.
«На самом деле, некоторые еврейские организации активно реагировали на происходящие, но есть одна проблема. Если вы что-то и говорите, это совсем не значит, что вас публикуют. А если вас не публикуют — то вас элементарно не замечают. Нечто подобное происходит с теми еврейскими организациями, которые пытаются поднять проблему нацизма на Украине» — отметил Ищенко. По его словам, первое откровенно антисемитское заявление «топовым» украинским политиком было сделано еще в 2004 году: «Олег Тягнибок, на тот момент депутат от блока „Наша Украина“ Виктора Ющенко, выступая на горе Яворин призвал брать в руки оружие, чтобы бороться с русскими, евреями и, как он выразился, прочей нечистью. Его тогда исключили из фракции. И этим для него все и закончилось. Он не был никак наказан».
«Ключевая проблема неонацизма на Украине заключается в том, что украинский олигархат, в состав которого, кстати, входят и русские, и евреи, осознает, что удержать власть ему удастся, только опираясь на нацистов. У нацистов есть сегодня силы, оружие, шанс захватить власть, но нет экономических ресурсов. Если они возьмут власть в Киеве, то загубят те остатки экономики, которые пока еще теплятся на Украине. Столица банально останется без хлеба. А у олигархов есть деньги, есть СМИ, долгое время они обходились этим, не пуская нацистов к прямой власти, но после свержения Януковича все изменилось, и без ультраправых им больше не удается удерживать ситуацию. Такой вот симбиоз» — подчеркнул политолог.
«Чили времен Пиночета — это еще вершина цивилизованности по сравнению с современной Украиной. То, что происходит сегодня — это в некотором смысле даже страшнее, чем при нацистах в Германии 1930-х. Тогда, по крайней мере, были понятны правила. На Украине же имеет место смесь нацизма с махновщиной. В Киеве уже бы давно было бы все, как Руанде, но ЕС рядом, и убийства миллионов людей сразу будут бросаться в глаза» — резюмировал Ищенко.
Для украинского режима характерно большинство признаков, которые были выделены учеными, изучавшими фашистские движения в Европе: милитаристский национализм, ксенофобия, реваншизм, шовинизм, антикоммунизм и этатизм. Вовсю используется символика Национал-социалистической немецкой рабочей партии и СС. Идет реабилитация лиц, сотрудничавших с гитлеровцами (Степана Бандеры, Романа Шухевича, Михаила Омельяновича-Павленко и других), а философы, политики и писатели, бывшие под запретом в Третьем Рейхе — от Владимира Ленина до Анри Барбюса — на Украине сегодня подпадают под закон о демокоммунизации. Идеологических оппонентов новые украинские власти «обесчеловечивают», называя их «ватниками» или «колорадами».
Однако правовой нигилизм, высокий уровень уголовной преступности и острые сложности в экономике, скорее, роднят современную все Украину не столько с Третьим Рейхом, сколько с худшими из латиноамериканских режимов ультраправого толка. Речь идет, в частности, о проамериканском режиме Монтта в Гватемале. Под руководством диктатора армией и эскадронами смерти — так называемыми «патрулерос» — было убито свыше 200 тыс. человек, преимущественно индейцев майя. Женщин и детей сторонники Монтта регулярно насиловали с целью поддержания в стране атмосферы ужаса. Нечто подобное можно легко найти и в описаниях действий украинских парамилитарных группировок — таких как «Торнадо», «Айдар» и другие.
Провластные эскадроны смерти, уничтожавшие оппозиционных активистов и поддерживавшие режим террора, действовали также в Аргентине, Бразилии, Сальвадоре, Колумбии и Перу. Хотя номинально они и не были нацистскими, по своему внутреннему содержанию они были очень близки гитлеризму.
9 мая 2018 года объединение под громким названием «Ассоциация еврейских общественных организаций и общин Украины (ВААД)» распространила заявление, в котором назвала письмо американских сенаторов в Госдеп с критикой Украины за антисемитизм «диффамацией» и «абсурдной антиукраинской пропагандой». Заявление ВААД активно публиковали украинские СМИ, не удосужившиеся уточнить, что речь идет о маргинальной структуре, представители которой ранее в своем желании угодить украинским властям доходили до фактического оправдания Холокоста и гитлеровских коллаборационистских структур. В свое время Совет руководителей всеукраинских еврейских организаций официально заявил, что лидер ВААД Йосиф Зисельс является персоной нон-грата в еврейской общине. Чтобы сделать приятно Петру Порошенко Зисельс в 2016 году даже обозвал выжившим из ума человеком со старческим слабоумием президента Израиля Реувена Ривлина за то, что тот, находясь с визитом на Украине, в своем выступлении напомнил об участии ОУН в Холокосте. Позже, правда, Зисельс тихо отправил президенту Израиля письмо с извинениями. При наблюдении за деятельностью персон вроде Зисельса, почему-то невольно вспоминаются представители еврейской полиции и других коллаборационистских структур, которые существовали в Варшавском гетто, и помогали отправлять в лагеря смерти тысячи соотечественников.
Что касается остальных еврейских организаций Украины, то их позиция кардинально отличается от заявлений руководства ВААД. Глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский в ответ на недавнее выступление украинских неонацистов в Одессе поинтересовался на своей странице в Фейсбуке, имеются ли в виду еврейские погромы или сразу Холокост, а также — собираться ли уже евреям «на выход» с Украины или в стране все-таки существует правоохранительная система? А руководство «Евро-Азиатского Еврейского Конгресса» обнародовало на своем официальном сайте обращение, в котором заявило о «волне антисемитизма» на Украине. В ЕАЕК напомнили о фактах осквернения еврейских памятников и гробницы раввина Магаршо и потребовали от властей Украины наказать виновных. Однако в украинских СМИ заявление ВААД было освещено гораздо шире, чем слова Долинского. А заявление ЕАЕК украинские медиа в принципе проигнорировали, что наводит на вполне определенные размышления.