Досье — Киев

США осваивают «науку побеждать» ценой украинских дураков

Преклонение перед Западом, его ценностями и опытом на Украине было абсолютным, по крайней мере, в первые месяцы после евромайдана. Даже в такой, казалось бы, прагматичной и далекой от романтизма структуре, как вооруженные силы, любое указание НАТОвских советников, разом наводнивших штабы ВСУ, воспринималось как глас с небес.

Это уже потом, после тяжелых поражений и многочисленных жертв, украинские военные задались вопросом: а чему, собственно говоря, их могут научить инструкторы из уже более чем двести лет не воевавшей Швеции, Литвы, или, извините, Румынии?

Но это было потом. В начале же войны на Донбассе первая же попытка реализовать «передовой опыт армии США», полученный в Ираке, обернулся катастрофой.

Речь идет о «Приграничном походе» ВСУ летом 2014 года, когда вооруженные формирования киевской хунты пытались по настоянию американских советников воспроизвести стремительный марш американских сухопутных войск, проведенный в 2003 году в правобережье Евфрата.

Однако попытка отсечь Народные Республики от российской границы закончилась Изваринским котлом и разгромом группировки. И последующие рекомендации западных специалистов часто приводили к аналогичным результатам. Но считать, что это результат их некомпетентности или непрофессионализма не приходиться.

Не секрет, что защитники Донбасса руководствуются советскими и российскими боевыми уставами и наставлениями, а в их рядах немало советских и даже российских (добровольцев из числа отставников или вышедших в запас) офицеров.

И НАТОвские советники просто экспериментируют, определяя не теоретическим, а практическим путем, насколько применимы отработанные ими тактические схемы против потенциального противника.

Об этом с довольно циничной откровенностью объявил министр сухопутных войск армии США Марк Эспер, отметив что Вашингтон направляет военных специалистов на Украину, в том числе и для того, чтобы извлечь для себя уроки из конфликта в Донбассе.

«Мы усваиваем все подобные уроки. И не только касающиеся украинского конфликта. Мы изучаем действия потенциального противника во многих регионах. Мы хотим учиться», – сказал Эспер журналистам.


Он сообщил, что интересующая их информация поступает как по открытым каналам, то есть из украинских штабов, так и добывается разведкой. Все полученные данные изучают различные учебные центры сухопутных войск и делятся своими выводами с Министерством обороны США.

Командование усваивает эти уроки, рассматривает их и изучает возможность адаптации военной доктрины, а также организационной структуры подготовки Армии США.

По словам министра, особый интерес для американцев представляет применение БПЛА и средств РЭБ. Также он отметил уникальность такой «учебной площадки». Еще бы не уникальная – ведь на Ближнем Востоке и в Центральной Азии такой опыт приходится оплачивать кровью американских военнослужащих, да и противостоят им там отнюдь не представители российской военной школы.

А тут даже за свои ошибки (которые также приносят бесценный опыт) можно расплачиваться жизнями «унтерменшей», которые в глазах американских хозяев имеют скорее отрицательную ценность.

Ведь не секрет, что на Западе украинцев продолжают считать русскими, недоумевая в глубине души, почему они ведут себя так странно, и стремятся извлечь из этого их «помешательства» максимум выгоды, пока они не пришли в чувство.

Борис Дмитриев