Заседание Верховного суда Украины по делу политзаключенного Эдуарда Коваленко, которое должно было состояться 6 ноября 2018 года, по неизвестным причинам не состоялось и перенесено на 26 февраля 2019 года.
Впрочем, причины известны: затяжка в рассмотрении кассации почти на 4 месяца говорит о том, что власть, зная о сфабрикованности дела против главы всеукраинской партии «СПАС», и, соответственно, о необходимости освобождения его из заключения, ищет любые уловки, чтобы этого не допустить. По словам самого Коваленко, 6 ноября он был доставлен из Лукьяновского СИЗО Киева в зал судебных заседаний Верховного суда Украины с опозданием.
«Там меня уже ждали представители СМИ, правозащитники, ОБСЕ и ООН, но никого из них ко мне не допустили. В авральном режиме судьи Верховного кассационного суда начали рассматривать дела с другими участниками судопроизводства, я же сидел в «аквариуме», дожидаясь своей очереди. И лишь только когда поздно вечером журналисты и правозащитники разошлись, мне было объявлено, что заседание по моему делу переносится на конец февраля следующего года», — рассказал Эдуард Коваленко.
Напомним, уголовное дело против Эдуарда Коваленко было заведено 26 января 2015 года по ст. 114-1 УК Украины «Препятствование законной деятельности Вооруженных сил Украины и других военных формирований», а именно — после того, как в январе 2015 года он выступил перед зданием военкомата в г. Геническ Херсонской области против мобилизации, собрав, таким образом, антимобилизационный митинг, где звучали призывы к прекращению гражданской войны в Донбассе. Впоследствии он был обвинен в срыве мобилизации в так называемую «АТО» и препятствовании деятельности ВСУ. По версии следствия, Коваленко, выступая перед присутствующими, «…выставил ультиматум, что в случае продолжения мобилизации они перекроют дороги, захватят военкомат, милицию и другие органы власти».
Следствие и судебные заседания по делу Эдуарда Коваленко длились более двух лет. В этот период, 31 октября 2016 года, он снова организовал митинг в Геническе, но уже по другому поводу: Коваленко организовал сбор подписей местных жителей под обращением к Владимиру Путину с просьбой начать подачу голубого топлива, поскольку из-за халатности украинской власти город оказался на грани замерзания из-за отсутствия газа. Тогда СБУ вынесла ему предупреждение за «…действия, направленные на захват государственной власти Украины».
15 мая 2017 года суд вынес Эдуарду Коваленко приговор — 5 лет лишения свободы. Он был взят под стражу прямо в зале судебного заседания. Находился в СИЗО г. Николаева, откуда подавал апелляцию, которая была отклонена. Далее Коваленко был этапирован в Криворожскую ИТК-80, а после подачи кассационной жалобы — в Лукьяновское СИЗО Киева.
«13 августа этого года я объявил голодовку, и продолжаю голодать до сих пор. Голодовка не сухая, поэтому еще держусь, потерял уже около 30-ти кг веса. Мои требования к украинской власти просты: выполнить «минские соглашения» и незамедлительно произвести обмен военнопленных и заключенных, имеющих отношение к конфликту на Донбассе; освободить из-под стражи и полностью оправдать всех политзаключенных, осужденных по надуманным политическим преступлениям. Также прекратить преследования в отношении лиц, свободно высказывающих свое мнение, и в отношении свободных собраний граждан согласно Европейской Конвенции по правам человека и демократическим принципам цивилизованного человечества», — рассказал Коваленко, отметивший 17 октября в тюремной камере свой 53-й день рождения.
Стоит подчеркнуть, что название возглавляемой Эдуардом Коваленко партии «СПАС» расшифровывается как «социал-патриотическая ассамблея славян». Эта партия всегда отстаивала проукраинскую позицию и жестко критиковала украинский олигархат. Таким образом, Эдуарда Коваленко невозможно причислить к пророссийским политическим деятелям в целом и к «агентам Кремля» с «сепаратистами» в частности, но он абсолютно подпадает под категорию политзаключенных.
Соратники называют его «политическим узником режима олигархата», развязавшего бессмысленную войну на Донбассе, отказ от участия в которой или проявление инакомыслия наказывается годами тюремного заключения…