Два последних дня для Израиля были трудными. Война, которую Тель-Авив в последние годы спонсировал, пришла на его территорию. Южную часть страны охватил настоящий ужас, а израильские военные по сути расписались в собственной неспособности защитить свое население. Полторы сотни ответных ударов израильтян никак не смогли затушевать того факта, что арабские радикалы Газы на практике смогли доказать абсолютную неэффективность противоракетной системы «железный купол», которую еще недавно так все хвалили.
Израильская армия концентрирует свои силы на границе «сектора Газа». Военно-морские, военно-воздушные и сухопутные силы проводят перегруппировку, а штабы разрабатывают для них планы «вторжения». И если в ближайшие дни еще какая-либо «случайная» ракета станет причиной массовых человеческих жертв на юге страны, избежать его не удастся.
Между тем, случится это или нет, на самом деле не так уже и важно. А важен тот факт, что арабские радикалы (и те, кто стоит за ними) нащупали слабое место в обороне Тель-Авива, а израильское население вновь почувствовало себя в опасности (и будет требовать правительство их защитить).
А это уже совершенно новый расклад сил и другие действия сторон.
Итак, за два последних дня радикалы различных арабских группировок сектора Газа запустили в сторону Израиля полтысячи реактивных снарядов (а-ля 122-мм системы «Град»), из которых хваленая система «железный купол» смогла сбить не более полутора сотен. Остальные более чем три сотни ракет уже стали причиной гибели нескольких израильтян, а более сотни из них были при этом ранены или контужены. Но самым страшным последствием произошедших обстрелов для израильтян стало не это. Они потеряли чувство относительной безопасности. Их вера в «железный купол», который «всех защитит», теперь уничтожена и вновь вернулось подзабытое уже чувство полной незащищенности.
Почему так произошло и могли ли израильские военные предотвратить все это.
«Железный купол» на страже Израиля
Для начала в двух словах надо разобрать, а что же из себя представляет система «железный купол». Эта на самом деле уникальная тактическая система противоракетной обороны, которая была разработана израильтянами менее десяти лет назад. Уникальность ее заключается не в выдающихся технических характеристиках, а в том, что эта во многом вынужденная и подходящая исключительно Израилю разработка, смогла относительно дешево и более и менее уверенно сбивать неуправляемые реактивные снаряды, которыми боевики из «арабских территорий» периодически обстреливали территорию страны.
А именно эта угроза была одной из главных для населения в 2000-е. Как показал опыт войны в Ливане (2006 года), проводить короткие и эффективные карательные операции ЦАХАЛ (Армия Обороны Израиля) уже не способен. Подобные операции стали чрезвычайно дороги, а также стоили большого количества жертв для израильской армии. Боевая выучка арабов за последние десятилетия заметно выросла. Размениваться с ними даже в пропорции 1 к 5 израильтяне уже не могли себе позволить, а потому и было принято решение разработать такую систему ПРО, которая сделала бы такие операции не нужными.
Главным критерием эффективности нового противоракетного комплекса, помимо вероятности перехвата, была стоимость поражения единичной цели. Дело в том, что реактивный снаряд от «Града» чрезвычайно дешев в изготовлении. Фабричное «изделие» российских заводов обходится казне всего в сотни долларов за штуку, а те, которые производятся кустарно на Ближнем Востоке, явно намного дешевле этой цифры. И сбивать их при помощи ракет, стоимостью сотни тысяч долларов было бы разорительно для любой страны.
То есть главной задачей конструкторов при разработке было не создание более продвинутого изделия, а наоборот, максимальное упрощение существующих образцов, до технических параметров, необходимых для надежного перехвата простейших баллистических целей.
Надо понимать, что траектория полета снарядов «Града» очень проста, а скорость незначительна, что позволяет перехватывать их относительно просто. То есть дешевыми «снарядами». Но насколько дешевыми? Получение дешевого снаряда и стало главной задачей израильских конструкторов. И они … не справились с поставленной задачей. Стоимость «выстрела» удалось снизить «всего» до 20 тысяч долларов, что было на два порядка больше стоимости ракет, которыми ХАМАС и их партнеры обстреливали Израиль.
И это делало нынешний провал системы «ПРО Израиля» лишь вопросом времени. Того времени, когда оппонентам Тель-Авива удастся собрать в одном месте и в одно время необходимое число ракет, чтобы вначале «выбить» запас израильских «противоракет», а затем, фактически безнаказанно обстреливать территорию, находящуюся под защитой «купола».
Бессильное отчаяние
Все последующие ответные полторы сотни ударов со стороны Израиля, о которых сообщили военные, это по сути удары по переносным ракетным установкам, которые сворачиваются за считанные секунды после пуска.
А значит, это удары в пустоту. Именно поэтому в порыве бессильной ярости израильская авиация и артиллерия наносили вчера удары по «штабам» и «лагерям» ХАМАС. Ну чтобы хоть как-то показать адекватную реакцию на происходящее.
Между тем военные эксперты прекрасно понимают, что сейчас произошло резкое изменение обстановки. Израильское население уже не может больше чувствовать себя в безопасности на значительной территории этой крохотной страны, а военные не смогут даже в обозримом будущем обеспечить ее подобие, которое было еще вчера.
А значит, Тель-Авиву нужно искать новые способы и рубежи сдерживания, которые заставят Израиль либо вести более активную внешнюю политику (то есть производить периодические вторжения на сопредельные территории), либо сдавать свои позиции одна за одной.
Тень Тегерана
Стоит ли за всем этим Иран? Вполне возможно. Именно он фактически на сегодня самый большой выгодополучатель от нового расклада. Напрямую его все равно ни в чем обвинить нельзя, но при этом у него есть возможность наносить удары по собственно территории Израиля.
Есть ли здесь вина России, как об этом уже начинают писать израильские, европейские или американские СМИ? Нет. Но Москва, конечно, могла бы повлиять на Иран (или кого другого) в этом вопросе. Но не хочет и не будет, потому как кое-кто не очень давно провел провокацию, закончившуюся гибелью российского военного самолета и 15 членов его экипажа. И этот кое-кто должен серьезно переосмыслить свое поведение. А без этого разговора просто не получится.