Десятого апреля режим Порошенко ввёл запрет на импорт из России стеклянной тары, формалина, карбамидоформальдегидного концентрата, проводников для электрического тока напряжением более тысячи вольт, электроаппаратуры для железнодорожной инфраструктуры и пружин для грузовых вагонов.
В ответ 18 апреля правительство России запретило импортировать с Украины майки, фуфайки, свитера, пуловеры, колготы, чулки, носки, костюмы, платья, бюстгальтеры, юбки, брюки, купальные костюмы, обувь, бумагу, картон и множество товаров из них (коробки, бумажные ленты и так далее), проволоку, трубы, канаты, сетку, крепежные изделия, трубоукладчики, несколько типов бульдозеров и погрузчиков.
И самое главное – стальную эмалированную посуду. Посыл понятен – сами скачите в своих кастрюлях.
Теперь серьёзно. Запрет на импорт с Украины всякого разного – это мелочи. Самое главное, наоборот, в запрете на экспорт на Украину. А это нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вазелин нефтяной; парафин, воск нефтяной микрокристаллический, кокс нефтяной, битум нефтяной, смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий).
По спецразрешениям, выдаваемым Министерством экономического развития, могут вывозиться: прямогонный бензин, бензины товарные, дизельное топливо, пропаны, бутаны, прочие сжиженные газы, каменный уголь, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива из каменного угля, бурый уголь, кокс или полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, а также ретортный уголь.
К нефти и углю мы ещё вернёмся, а для начала отметим, что без битума и асфальта из России строительство и ремонт автомобильных дорог на Украине существенно подорожает. Тащить всё это из Евросоюза значительно (до 50%) дороже.
Но главный удар – это, конечно, запрет на экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. И тут сразу несколько факторов.
Во-первых, хотя Укрстат пишет, что «94% нефти на Украину поступает из Азербайджана», но это банальная ложь. Около 35% нефти поступает напрямую из России, ещё примерно 40–45% – это продукты переработки нефти, поступающие из Белоруссии. Как видим, из Азербайджана на Украину поступает не более 20–25% нефти. И нарастить поставки в четыре раза за короткий срок они никак не смогут.
Во-вторых, этот запрет – не спонтанный ответ на украинские санкции, а заранее подготовленное действие. Потому что ещё 1 апреля вышел запрет белорусским НПЗ заниматься реэкспортом нефтепродуктов на Украину. Лукашенко, конечно, не рад потере таких заработков, но ему некуда деваться с подводной лодки.
Таким образом отсекается не только треть нефти, поступающая напрямую, но и поставки через РБ. То есть три четверти всего объёма потребляемой Украиной нефти.
Там ещё какая-то мутная история с поставками загрязнённой нефти из-за аварии в районе Самары, но это локальный конфликт хозяйствующих субъектов (объёмы и суммы там незначительны), не имеющий политического значения.
В-третьих, такие значительные объёмы нефти и нефтепродуктов за короткий срок «Укртатнафта» заместить не сможет. Об этом предупреждается в выпущенном компанией пресс-релизе.
Это опровергает бравурные заявления украинских «экспертов», которые делятся на:
а) «ахаха, мы ничего у России и не покупали» (если человек идиот, то это навсегда);
б) «ничего страшного, мы сейчас быстро купим бензин в Европе» (вроде бы уже давно пора понять, что «Роттердам+» – это не реальные поставки, а коррупционная схема).
В частности, в пресс-релизе «Укртатнафты» сказано «Прекращение таких поставок становится реальностью, это действительно может привести к коллапсу не только на топливном рынке, но и в украинской экономике и подорвать национальную безопасность страны».
Потому что в результате не только танкам ВСУ не на чем будет ездить, но и могут встать тракторы и комбайны, которые должны пахать, сеять, а затем и убирать урожай.
Даже если какие-то объёмы топлива и ГСМ и будут завозиться экстренным образом, то делаться это будет по существенно завышенным ценам, что приведёт к значительному росту себестоимости продукции украинского сельского хозяйства.
У меня есть также серьёзное подозрение, что Порошенко и его люди могут намеренно саботировать решение данной ситуации, чтобы создать дополнительные проблемы будущей администрации Зеленского.
В любом случае подобные санкции не вводятся «на пару недель». Так что, как поёт одна украинская певица, «этот дождь теперь надолго». И даже если со временем украинским нефтяным компаниям удастся наладить альтернативные поставки, то они в любом случае будут дороже, чем до сих пор.
Потому что я не перестаю напоминать, что «русофобия – это очень дорого».
Кажется, прибалты уже начали это понимать. Когда-то это дойдёт и до украинцев. Вопрос только в том, сколько их останется к этому моменту.
P.S.: Кстати, вазелин на Украину теперь тоже запрещено поставлять. Потому что «вазелин ещё нужно заслужить». Так что отныне всё будет жёстко.