Глава МВД Украины Арсен Аваков в эфире ток-шоу «Шустер Live» дал понять, что националистов, обвиненных в подрыве авто журналиста Павла Шеремета, могла «крышевать» СБУ.
Аваков сообщил, что в первые часы после преступления не было понятно, СБУ или МВД будет поручено расследование убийства Шеремета, поэтому оба силовых ведомства собирали записи камер в центре Киева.
Затем, когда прокуратура поручила расследовать дело МВД, при передаче записей СБУ «потеряла» данные с четырех камер, установленных в важных для следствия местах. Сотрудники СБУ сослались на то, что передавали записи, однако они, якобы, потерялись уже у полиции.
«Это хорошие камеры, в хороших местах, очень нужные для нас места, хорошее качество. Нам сказали: «мы их отдали раньше, странно, что вы их не получили. Странно, наверное, там ничего не было», – сообщил министр.
Об этом Аваков сказал, отвечая на замечание журналистов, которые отметили, что участники АТО вряд ли смогли бы сами столь тщательно и профессионально подготовить покушение. А тот факт, что они не пытались уехать после совершения убийства, позволяет предположить, что у них были покровители.
«Сложнейшее преступление. Кто изготовил взрывчатку? Кто просчитал маршрут? Кто подготовил разведку? Кто прикрывал этих людей в течение расследования? Куда исчезли записи с четырех камер наблюдения, к которым полиция не смогла получить доступ? …Это сложнейшее техническое преступление» – сказал Аваков, добавив, что преступники специально запутывали следствие.
По его словам, также на определенном этапе в ходе расследования стало очевидно, что происходят «утечки» к боевикам, после чего ход дела был максимально засекречен.
Министр сообщил, что в материалах дела есть разговоры подозреваемых, «где они апеллируют к некоторому своему покровителю, который должен их вытащить и защитить».
При этом Аваков подчеркнул, что не может разглашать все данные, расследование продолжается: «Я могу сказать правду, но не всю правду».
Следует отметить, что ранее в украинских СМИ выходили журналистские расследования убийства Шеремета. Репортерам также удавалось получить данные с некоторых камер, которые зафиксировали недалеко от места убийства Шеремета машины, где находились опознанные авторами расследований сотрудники СБУ.
В любом случае, украинская спецслужба должна была контролировать радикалов, вернувшихся из АТО.
В эфире ток-шоу Шустера Аваков сообщил, что на записях камер наблюдения в центре Киева, помимо уже показанных на пресс-конференции МВД боевиков, закладывавших мину и снимавших расположение камер перед днем взрыва, оказалась и девушка, нажавшая кнопку, после которой сработала взрывчатка под авто Шеремета.
Аваков продемонстрировал фотографии с ее изображением, отметив, что злоумышленница была в очках и парике.
Министр также сообщил, что экс-боевик АТО Андрей Антоненко, который обвиняется в закладке взрывного устройства, перед началом обыска в квартире (пока следователи дожидались прибытия адвоката) успел не только сообщить в Facebook о прибытии правоохранителей, но и отправить sms своему родственнику с просьбой забрать «зеленую штуку».
Тот смог до начала обыска попасть в квартиру и выполнить просьбу.
Однако переписка была засечена, и уже вскоре полиция обнаружила, что родственник вынес из квартиры разобранную мину, в которой оставалась часть тротила, эквивалентная половине мощности бомбы, подложенной под машину Шеремета.
Аваков подчеркнул, что не настаивает, что именно эта мина использовалась для убийства – возможно, по «традиции» участников АТО, она просто была привезена с фронта в качестве «сувенира».
«Но наши подозрения в этом вопросе только усилились», – сказал министр.
Он также напомнил, что в США около 60% участников войны во Вьетнаме впоследствии имели проблемы с правоохранительными органами.
Михаил Рябов