События вокруг правительства Алексея Гончарука, которого не позволили тронуть президенту Владимиру Зеленскому, и который чувствовал себя триумфатором-инвесторозазывателем на Всемирном экономическом форуме в Давосе, свидетельствуют: в украинской политике опять запахло падалью. А более живые и даже не сильные, а умудрённые былым опытом хищники изготовились рвать слабого и упавшего.
В роли последнего вполне может выступить именно Зеленский. По большому счёту, ему уже сейчас не на кого опираться, кроме разве что своей небольшой команды, которую называют «девяностопятоквартальцами». Это, кстати, и одна из групп в так называемом монобольшинстве в Верховной Раде, составленном из депутатов от партии «Слуга народа» («СН»). Партия официально была зарегистрирована 31 марта 2016 года и является одной из тех двух-трёх десятков партий, которые хоть как-то отсвечивают и напоминают о себе на политических полях Украины. Из более 350 партий, зарегистрированных в Минюсте страны.
Но так уж получается, что Зеленскому вряд ли можно опереться на как бы «своё» монобольшинство в Раде, ибо оно существует из последних сил и добирает порой недостающие голоса из «доноров» — ситуативных союзников из других фракций и депутатских объединений, которым что-то нужно от «слуг». Либо сиюминутно, либо их поддерживают в обмен на будущие уступки. Даже глава фракции «СН» Давид Арахамия, человек странного полупридурковатого вида, буквально вчера-позавчера признал: в ней существует как минимум четыре большие группы, ориентированные и подкармливаемые под обслуживание чужих интересов И, повторяю, только одна из этих групп — Зеленского.
Комитет избирателей Украины (КИУ), общественная и полностью грантоедческая структура, некоторой и свободной от пропаганды информации которой вполне можно доверять, в конце прошлого года очень удачно проанализировал состояние политпартий на Украине. И их влияние не только в Раде, но и вообще в стране. Картина совершенно безрадостная и показывающая — Зеленскому кранты, если дело будет упираться в его «партайгеноссе». Как о них и предупреждали в самом начале пути, побегут, продадут, подставят подножку, если найдётся более щедрый спонсор, а рейтинг Зеленского, который и спаял эту шушеру в партию, начнёт стремительно падать. А он уже стремительным домкратом падает. Потому что и сам Зеленский оказался совсем уж фуфловым, лживым и нерешительно-трусливым политиком. И я это знаю даже на собственном опыте: при Зеленском меня начали прессовать и преследовать даже сильнее, чем при его предшественнике Петре Порошенко, который и приказал расправиться со мной на всякий случай. Так вот порохоботам Порошенко мало что удалось, а «слуги народа» Зеленского пытаются добить меня и выдавить из страны навсегда и окончательно.
И первая причина слабости «слуг», как указывает КИУ, в их неструктурированности и временности. Они были сбиты в стаю, чтобы завоевать Раду на хребте суперпопулярного Зеленского. И такими же и остались. По отчётам за третий квартал прошлого года оказалось, что в «СН» нет даже постоянного партаппарата, который отвечал бы за её административно-бюрократическую жизнь. В графе «работники состава аппарата партии» указана цифра «ноль». Из 240 млн. грн., потраченных партией за три квартала года, на зарплату аппаратчиков не потрачено ни копейки. А на местах не зарегистрирована ни одна ячейка с правами юридического лица. В то время, как, например, в партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко в аппарате работают 73 человека, в «Евросолидарности» («ПЕС») Порошенко — 46 человек, в на фиг никому уже ненужной партии «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового — вообще 264 человека, в такой же Радикальной партии Олега Ляшко — 20 человек. И даже в аду почившей партии «Украинская стратегия» уже забытого винницкого «киндер-сюрприза» и экс-премьера Владимира Гройсмана рулят всем в аппарате 3 человека, а у «СН» — никого.
Глава КИУ Алексей Кошель подозревает «СН» в теневой оплате своей деятельности и по этому поводу справедливо отметил:
«Сложно представить парламентскую политическую партию, в которой работали бы особи исключительно на волонтёрских началах. Похожая ситуация и с местными ячейками партии. Такие местные организации неспособны проводить полноценную финансовую и хозяйственную деятельность из-за отсутствия счетов в банках. Но это также облегчает жизнь партиям, которые не обязаны отчитываться о деятельности ячеек без статуса юрлиц».
Короче, шарашкина контора какая-то, а не партия у Зеленского. Прикрыть её могут в любой момент. Причём на законных антикоррупционных основаниях.
Вторая возможная причина развала «СН» — региональные интересы и противоречия, которые полностью представлены в Раде и во многом определяют её лоббистскую работу. Потому что с запретом на левых на Украине практически исчезли все, так называемые идеологические партии. То есть исповедывающие определённую идеологию, общую для всей страны. Даже неонацисты и неофашисты сбиты в партии «фюрерского типа» и диванные. Их численность невелика и умещается на диване, а работа завязана на лидера. Исчезнет лидер — растворится в небытии или на помойке истории и партия.
И парламент — зеркало такой ситуации. По данным КИУ, в конце прошлого года в Раде были зарегистрированы 38 межфракционных объединений и групп (МФО). И 42% из них созданы по региональному принципу и объединяют тех депутатов-мажоритарщиков, которые там победили индивидуально. Самые удивительные МФО — «Львовщина», «Тернопольщина», «Кировоградщина», «Черниговщина», «Друзья Ивано-Франковска», «Виннитчина», «Юг Украины», «Прикарпатье», «Буковина», «Слобожанщина», «Днепр», «За родную Сумщину», «Черкасщина», «Житомирщина», «За Хмельнитчину», «Одессщина» и т.д. Есть даже «Киевщина» и экзотические «Кубань» и «Украинцы в мире».
По закону члены этих МФО, конечно же, непостоянны в своей привязанности, не скреплены чем-то административным или финансовым, добровольны в своём выборе и существуют без регистрации и кадрового, материально-технического, информационного или финансового обеспечения со стороны аппарата Рады. Но они свидетельствуют: начнись на Украине процесс законного или незаконного, но выгодного регионам раскола, размежевания или федерализации по региональному принципу, этот процесс есть, кому поддержать и представить в Киеве.
И этот разговор не только о самопровозглашённых ДНР и ЛНР в Донбассе, которые не приняли госпереворот-2014. Первой о федерализации, напоминаю, заговорила именно Западная Украина ещё в начале 90-ых годов прошлого века. Тогдашний лидер Львовщины Вячеслав Черновил даже создал основу для этого — неформальную Галицкую ассамблею «ради утверждения демократии». Некое объединение трёх областей Галичины, которые хотели большей самостоятельности в коммунистической и потом в посткоммунистической Украине. Они, похоже, не очень верили в независимость Украины при их жизни и хотели обособиться хоть в части страны. Но сам Черновил потом, когда Украина стала независимой, а галичане пассионарно хлынули на всю остальную Украину и стали отвечать за её насильственную украинизацию, от своей идеи отказался. Но, например, в сентябре 2014 года во Львове была создана организация «Европейская галицкая ассамблея» (ЕГА). Тоже структура общественных активистов из трёх галичанских областей, которые выступили за превращение Галичины «в образцовый регион страны». И в «пример евроинтеграционных надежд украинского народа». Боясь обвинений в сепаратизме, ЕГА, конечно же, везде подчёркивала, что «стоит на позициях неделимости украинского государства». Но годом раньше, в том числе и для реализации политамбиций ЕГА во Львове была создана Украинская галицкая партия (УГП). И Минюст Украины зарегистрировал её 18 августа 2014 года.
А есть же ещё МФО, созданные по отраслевому и бизнес-принципу — «Платформа по трансформации угольных регионов», «Питьевая вода», «Турбаза», «Энергетика и окружающая среда», «Парламентская платформа борьбы с туберкулёзом», «Блокчейн оф Юкрейн», «Экономика.Now», «За ФОПы», «За ускоренную евроинтеграцию украинского бизнеса» и т.д. Фантазия у украинских депутатов буйная, и выпендриться хочется всем. Но есть среди этих МФО и группа «За развитие реформы местного самоуправления и децентрализацию власти», что только подтверждает выводы о возможностях чисто региональных объединений. Тот же глава КИУ Кошель, признавая, что многие МФО, как и вся власть на Украине после 2019 года, созданы «по приколу» и дублируют друг друга, тем не менее уверен:
«Иногда создание МФО является ответом на определённые политические события или демонстрирует амбиции их создателей».
А на Украине, где три украинца — это три гетмана, чего-чего, а амбициозных политиков и авантюристов с амбициями, которых можно подбить за деньги на любой «политперформанс», хоть отбавляй и в нужнике топи.
И что самое интересное: третья причина кончины единой «СН» в том, что для любых трансформационных процессов на Украине всегда есть и спрос на них, и запрос, и силы, готовые профинансировать любые процессы, если это будет им выгодно. Как внутренние силы (олигархи и местные элиты), так и внешние (разнонаправленные геополитические центры влияния от Запада до России). Так что, как говорили, уже не помню, в каком фильме, «если полыхнёт, то огонь разбежится по всей стране».
И президенту Зеленскому (если он не хочет, чтобы страна окончательно развалилась именно при нём) объективно надо держать ухо востро и не прогибаться под кого-то одного. Но вы же видите этого Зеленского…
Владимир Скачко