В последнее время бывшему киевскому диктатору Порошенко серьезно не везет. Из шкафа бывшего «шоколадного президента» буквально выпрыгивают одним за другим скелеты. Один краше и душистее другого. Скандал вокруг государственной измены вытекающий из записей его беседы с Джо Байденом не утихает и еще долго будет в центре медийного внимания, пока все заинтересованные стороны не отработают его по-максимуму.
Но только этим скандалом неприятности Порошенко не исчерпываются. Так на днях ряд украинских СМИ стали публиковать материалы, посвященные подоплеке провокации в Керченском проливе в 2018 году и роли в ее организации лично Порошенко.
Так, издание «Страна.ua» и телеканал «112» обнародовали документы, подготовленные Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз при Минюсте по запросу Государственного бюро расследований Украины в рамках одного из дел, возбужденных против бывшего главы государства.
Речь шла о причинах инцидента, происшедшего в ноябре 2018 года, когда три украинских судна – «Бердянск», «Никополь» и «Ян Капу» – вторглись в территориальные воды России и производили опасные для судоходства маневры в районе Керченского пролива.
Российские пограничники были вынуждены тогда задержать корабли-нарушители, на борту которых находились 24 человека – военнослужащие и сотрудники спецслужб Украины. В 2019 году их обменяли на людей, подвергшихся незаконным преследованиям киевского режима, а спустя некоторое время даже вернули задержанные катера и буксир, что можно было расценить, как некий аванс Зеленскому, усиленно эксплуатирующему тогда «миротворческую» лексику, аванс, который он, впрочем, не отработал.
Произошедший в проливе инцидент приобрел довольно широкий резонанс, страны Запада обвинили Россию в «посягательстве на свободу судоходства» и привычно пополнили «пакет санкций».
Впрочем, на Украине многие оппоненты Порошенко обвинили его в том, что он организовал эту провокацию, сознательно подставив моряков и СБУшников, чтобы использовать разгоревшийся конфликт для введения военного положения и отсрочки или срыва президентских выборов, победить в которых он не надеялся.
И вот теперь документы ГБР полностью подтвердили данную версию. Они свидетельствуют о том, что распоряжение об отправке двух катеров и буксира в Азовское море отдал лично Порошенко, что само по себе удивительно – глава государства никогда не опускается до решения задач такого уровня.
Более того, никакого основания для такого решения не было. Как установили судебные эксперты, изучавшие документы, никаких планов по наращиванию военного присутствия в Азовском море у ВМСУ тогда не существовало. И, следовательно, уверения, что они перемещались на «новую, только что созданную базу», были ложью.
В реальности, два катера и буксир были отправлены Порошенко в путешествие «в один конец». Если бы они по каким-то причинам дошли, для них не было необходимой инфраструктуры. Командование ВМСУ, получившее от Порошенко необоснованный приказ, отправило корабельную группу с массой нарушений устава и порядка боевого управления. «Без получения директивы, приказа, боевого распоряжения от высшего штаба», — указывает заключение, подготовленное для ГБР.
«Указание Верховного главнокомандующего ВСУ, президента Украины на совещании СНБО (Совета национальной безопасности и обороны) о необходимости отправить по морю корабли было воспринято военным руководством как приказ и привело к тяжелым последствиям – а именно плену военнослужащих и приведению кораблей в небоеготовное состояние», – указано в документе украинских экспертов.
В материале издания «Страна.UA» указывается, что информация о заседании Совбеза, на котором Порошенко приказал отправить корабли в Керченский пролив, загадочным образом пропала с сайта СНБОУ. Впрочем, ее нетрудно просмотреть в кеше поисковых систем.
Самое главное, что последствия провокации Порошенко использовал как повод для введения военного положения «с целью переноса сроков проведения выборов президента Украины или их отмены».
Хотя, как мы знаем, у него не хватило ни сил, ни решимости довести начатое дело до конца, тем не менее, следственными органами установлен умысел и факт попытки осуществления особо тяжкого преступления, нацеленного на подрыв устоев государства. Это помимо всего прочего.
И что дальше? А пока ничего. Более того, украинское министерство юстиции, как свидетельствует «слитая» в СМИ переписка его руководства, категорически против уголовного дела по факту преступных действий Порошенко в «Керченском инциденте», поскольку в случае его реализации власти придется заплатить материальную компенсацию принужденным к криминалу морякам.
Плюс к этому неизбежные политические издержки не только для Киева, но и для его западных покровителей, принявших участие в информационном обеспечении провокации.
Для чего же вообще Зе-команда допустила такое расследование, результаты которого она боится реализовывать?
Скорее всего, Зеленский надеялся таким образом посадить Порошенко на крючок, чтобы не допустить его реванша и контролировать его политическую активность, однако ограничиться закулисными торгами не получилось, и данные ГБР кто-то «слил».
Они стали достоянием гласности и пошли «довеском» к истории с Байденом. И от Зеленского теперь ждут шагов, соответствующих ситуации. Но с высокой долей вероятности можно утверждать, что он их не предпримет – «душка не хватает». И если его припрут к стенке, он, скорее всего, промямлит о том, что негоже президенту вмешиваться в дела правоохранительной системы.
Парадокс ситуации заключается в том, что разоблачения все новых преступлений Порошенко выбивают последние остатки почвы из под ног Зеленского.
Борис Джерелиевский