Наблюдал недавно за полётом гиперзвуковой ракеты «Циркон» с фрегата «Адмирал Горшков» куда-то на полигон на суше. Скорость — более 2300 метров в секунду, пара минут, и от цели ничего не осталось. Точнее — осталось удивление тех, кто убедился, с какой точностью ракета сработала.
Долго думал, невольно сравнивал с Украиной, которая, оказывается, уже восьмой год воюет с Россией и отражает «агрессию кремлевских орд» в Донбассе и Крыму, не покладая ни рук, ни ног, ни головы, ни всего остального, что у солдат имеется. Как же быть доблестным воинам АТО/ООС с «Цирконом»?
И вдруг на тебе – негаданный ответ. Танкисты вооруженных сил Украины (ВСУ) во время учений в Николаевской области с совершенно гордым и патриотичным названием «Казацкая булава-2021», о которых Киев прожужжал всем уши, как о мощной средстве отражения упомянутой «агрессии Мордора», промахнулись. И обстреляли соседнее село, где войск России ни тогда, ни вообще отродясь не было. Никаких! Ни «агрессивных», ни даже на привале по дороге куда-нибудь. «Попадания были зафиксированы на окраине населенного пункта, а также на территории одного из домовладений. Местные в шоке. На одно мгновение они немного приблизились к тому, как живет Донбасс восьмой год», – написал военный корреспондент Георгий Медведев.
Слава Богу, в ходе этого «отражения Путина» никто из жителей несчастного поселка не пострадал. Прокурорские сбились с ног, героические военные делали вид, что ничего не случилось («на войне, как на войне»), но, как водится, по факту халатного отношения к военной службе во время учений возбудили уголовное дело, даже назначили проверку, чтобы установить виновных и привлечь их к ответственности.
Но вот вам невольное сравнение. Хорошо, что из танков стреляли, а не ракеты испытывали. И «Цирконов» у Украины пока нет. А у России есть. Вот и возникает вопрос: а что будет, если Россия на войну придет? Помните этот старый анекдот:
«Во время первой украинско-российской войны Украина уничтожила 200 российских танков, 150 самолетов, захватила 1000 орудий и минометов…
– А Россия?
– А Россия на войну не пришла…».
И действительно: Россия с надоедливой Украиной пока не воюет, воевать не хочет и не собирается. Так там сказали все: от военных до президента Владимира Путина. Но в этой фразе, как мне кажется, ключевое слово «пока» и любое терпение когда-нибудь заканчивается. А Киеве не хотят понимать, что любое длительное почти шаманское камлание о войне может-таки накликать беду. Особенно если камлание восьмой год подряд подтверждать кровавыми делами, очень похожими на войну. Но не с Россией, а с частью собственного народа, которая вдруг стала не подходить власти по национальному, расовому признаку. Я имею в виду, разумеется, русских и русскоязычных граждан Украины, против которых ведомый неонацистской идеологией официальный Киев фактически начал этноцид – законами запретил использование родного – русского – языка и объявил «недочеловеками», которым запрещено использовать и развивать свой язык.
И вот Россия подготовила ответку – подала в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) первую в истории страны межгосударственную жалобу-иск против Украины на основании статьи 33 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (межгосударственные дела). Россия попросила суд разобраться и принять меры, чтобы нивелировать последствия преступлений, совершенных Украиной. От гибели мирного населения, незаконного лишения свободы и жестокого обращения (на площади Независимости в Киеве, в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году, а также в Донбассе) и крушения самолета Boeing-777 рейса MH17 в Донбассе 17 июля 2014 года из-за незакрытия властями Украины воздушного пространства над зоной боевых действий до блокировки поступления пресной воды в Крым и упомянутого выше ограничения прав национальных и языковых меньшинств на свободный доступ к образованию на родном языке.
Свой иск Россия по каждому из требований снабдила целенаправленно и кропотливо собранной доказательной базой. «Обращение призвано привлечь внимание Европейского суда и всего мирового сообщества к грубым и систематическим нарушениям прав человека украинскими властями, зафиксировать в международно-правовом поле многочисленные факты преступных деяний, заставить власти Украины прекратить их совершение, провести надлежащее расследование и немедленно привлечь виновных лиц к ответственности, восстановить мир и согласие на территории Украины», — заявила российская Генпрокуратура.
И вы не поверите, но среагировали. И в Страсбурге, где находится ЕСПЧ, и в Киеве, где иск тоже почитали. ЕСПЧ зарегистрировал жалобу России против Украины. Но евродемократы не были евродемократами, если бы не сделали это по-своему – в полном соответствии с двойными стандартами, в духе солидарности с «демократией на Днепре» и по принципу свой своему глаз не выклюет». Поскольку Россия одновременно просила ЕСПЧ принять срочные меры, которые обяжут Украину прекратить блокировку поступления пресной воды в Крым и перестать ограничивать права национальных и языковых меньшинств, то ЕСПЧ радостно в этом отказал. По мнению ЕСПЧ, это лишнее «из-за отсутствия реального риска нанесения непоправимого ущерба основному праву, вытекающему из Европейской конвенции о правах человека».
В Киеве же люди, сохранившие остатки разума и умеющие читать по-настоящему (а такие, оказывается, есть и среди патриотов и отморозков), ужаснулись. Потому что представили, что может быть за подачей Россией жалобы в ЕСПЧ и отказом суда удовлетворить ее требования и прекратить бесчинства против русских. В Донбассе и по всей Украине. Экс-замминистра по делам «оккупированных территорий» Георгий Тука в своем видеоблоге сказал следующее: «У России есть возможность использовать решение ЕСПЧ как «казус белли» (формальный повод для объявления войны. – Авт.). Если суд не берется рассматривать это дело, Россия занимает следующую позицию: русскоязычных соотечественников на Украине унижают, проводят геноцид. Мы обратились в европейские институты, европейские институты по законным способам международного права на это не отреагировали, и нам не остается ничего другого, как… Ну и дальше сами понимаете, как. С другой стороны, представьте ситуацию, что ЕСПЧ принимает позитивное решение в пользу хотя бы одного из этих пунктов иска России к Украине. …Россия получает другой способ «принять» нашу страну. Сказав: хохлы получили решение ЕСПЧ, они его игнорируют, и нам не остается ничего другого, как принудить Украину к демократии».
И это же не я сказал, а Тука, еще и экс-губернатор Луганской области (читай – руководитель карательной операции, против которой и выступает Москва), который знает, что творили ВСУ в Донбассе, И что за это когда-нибудь придется отвечать, как военным преступникам, в том числе, не исключено, и ему лично. Страх ответственности – это, оказывается, чудесный личный мотиватор, чтобы понимать написанное.
Тука понял, что жалоба России в ЕСПЧ – это предупреждение Украине. Последнее китайское или некитайское, чисто русское, но вполне определенное: не прекратите кровавые безобразия – мы вмешаемся и будете отвечать. На новом «Нюрнбергском процессе-2», который давно начали готовить в самопровозглашенных ЛДНР и собирать доказательную базу.
И если Украина не решится выполнить «Минск-2» (соглашение о мире в Донбассе), то к «Нюрнергу-2» реально осталось два шага. Первый – все же понять, что сказал Путин, когда пообещал, что в случае развязывания Киевом новой войны в Донбассе, «будет стоять вопрос об украинской государственности». И что потом расшифровал ответственный за украинское направление замглавы Администрации Путина Дмитрий Козак: «В таком случае не исключено, что мы столкнемся с ситуацией, приобретающей признаки геноцида. …В случае если в зоне конфликта будут «править бал» те, кто сегодня устраивает откровенно националистические силовые акции на улицах Киева, это станет трагедией. Очевидно, что безучастными к ней не будет не только Россия, но и все мировое сообщество».
С «безучастностью мирового сообщества» г-н Козак, похоже, поторопился, если учесть первую реакцию ЕСПЧ на жалобу России. Но тогда возможет шаг второй – принуждение Украины к миру. А потом и к демократии. В том или ином виде принуждение. И именно Украины, ибо Козак особо еще раз подчеркнул, что Россия не планирует принимать Донецкую и Луганскую Народные Республики в состав российских регионов.
И о таком варианте решения «украинского вопроса» говорят ведь не только в ЛДНР, где его откровенно ждут, но уже и в самой России: от лидера ЛДПР Владимира Жириновского до самых разнообразных так называемых патриотических кругов на разных уровнях.
А силы и возможности «принудить» у России есть. Особенно если вспомнить про «Цирконы» и китайскую тактику Мао Цзэдуна времен их «культурной революции» – «огонь по штабам», где сидят зачинщики, ответственные за войну. В погонах ли, в дорогих костюмчиках ли. Никаких разрушений и ненужных жертв – «Циркон» миллиметрует отлично. Вот Тука и испугался. Но смело, потому что публично…
Владимир Скачко