Досье — Киев

Кто внушает, что Белоруссия – это польская земля?

Польская диаспора в Белоруссии приняла активное участие в антиправительственном шабаше после переизбрания действующего президента Александра Лукашенко на очередной срок по итогам честных и открытых выборов в августе 2020 года. Однако было бы ошибкой видеть во всех белорусских поляках участников антигосударственного заговора.

Анжелика Борыс — агент польских спецслужб
Политически активной является часть диаспоры, объединённая вокруг не признаваемого официальным Минском Союза поляков в Белоруссии (СПвБ) во главе с Анжеликой Борыс. Эта организация финансируется Варшавой, а члены организации участвуют в уличных протестах.

Борыс обещала им финансовую, юридическую, организационную помощь и своё слово сдержала. Подотчётные ей Польские дома и региональные отделения превратились в штаб-квартиры белорусской оппозиции для обсуждения формата протестов, а у милицейских участков были организованы акции в поддержку задержанных демонстрантов.

Эта организация учреждена в противовес признаваемому Минском, но не признаваемому Варшавой Союзу поляков в Белоруссии под руководством депутата палаты представителей Национального собрания Александра Сонгина. СПвБ Сонгина занимается сохранением и развитием польской культуры и языка и соблюдает политический нейтралитет. О своей работе на посту руководителя организации Сонгин говорит: «Для меня очень важны взаимопонимание, согласие в нашем обществе и среди поляков. Я никогда не был и не буду за революцию, только за спокойный, ровный, поступательный диалог».

Александр Сонгин — депутат палаты представителей Национального собрания Белоруссии
Этим Сонгин и не устраивает Варшаву, которая спровоцировала конфликт между белорусскими поляками и белорусскими властями и вынесла этот вопрос на международную арену. Польские власти настаивают, что в Белоруссии развёрнуты репрессии против поляков за то, что они поляки. Доказательством-де служит арест пяти членов нелегального СПвБ и последовавшие за этим закрытие польских школ и демонтаж нескольких мемориальных табличек, посвящённых польским деятелям.

Деятели, в честь которых организация Борыс устанавливала мемориальные таблички, сплошь либо польские мятежники XIX века, либо боевики Армии Крайовой (АК). И те и другие причастны к расправам над мирным белорусским населением. Невозможно представить, чтобы власти Польши дали добро на установку памятных знаков в честь подразделений НКВД, воевавших с АК, или деятелей антипольских восстаний – Семёна Палия, Северина Наливайко, Богдана Хмельницкого. Однако от Минска Варшава требует «терпимости» по отношению к памятным знакам в честь мятежников и аковцев.

Подотчётные Борыс польские школы превратились в кузницу кадров для местных прозападных колаборантов. Министр образования Белоруссии Игорь Карпенко назвал их точками опоры для «цветной революции», поскольку там ученикам внушают, что Белоруссия – это польская земля, освобождение Белоруссии и Польши от фашизма – это советская оккупация, а палачи белорусов из АК – это герои. После ареста Борыс и четверых её коллег белорусская прокуратура усмотрела в их деятельности признаки пропаганды неонацизма и межнациональной ненависти.

Варшава представляет дело так, будто СПвБ Борыс – единственная организация, представляющая интересы белорусских поляков, а СПвБ Сонгина – маргиналы, оторванные от польской культуры и польского сознания. На самом деле оторванность от польского самосознания свойственна членам организации Борыс не меньше, чем организации Сонгина. Польский язык считают родным только 5,4% белорусских поляков. Большинство поляков не принадлежат ни к союзу Борыс, ни к союзу Сонгина.

СПвБ Сонгина располагает 16 Польскими домами и 65 региональными филиалами, численный состав организации – 4,5 тыс. человек. Союз проводит культурно-образовательные и праздничные мероприятия, делая это без всякого содействия со стороны Варшавы и даже вопреки ей. Польша хотела бы превратить СПвБ Сонгина в изгоя, но не получается.

Раскалывая польское национальное меньшинство в Белоруссии, Варшава сама отталкивает белорусских поляков от польскости. Теперь белорусский поляк вынужден выбирать, в какой союз ему вступать – Борыс или Сонгина? Если в первый, то надо быть готовым к участию в антиправительственных акциях или шпионажу, что влечёт проблемы с законом. Если во второй, то в польском консульстве тебе могут не выдать «карту поляка», не разрешить отправить ребёнка на учёбу в польский вуз или запретят въезд в Польшу. Польша против поляков – так можно охарактеризовать политику Варшавы в отношении Белоруссии.

Белорусских поляков, отказывающихся от участия в инспирированных Варшавой антиправительственных акциях, польские политики называют «поляками Лукашенко» и отказывают им в праве оставаться поляками. Сам факт наличия в Белоруссии поляков, лояльных белорусской Родине и объединённых в одну организацию, не дают Борыс монополизировать польскую тему.

Остракизму подвергаются даже польские авторы, осмеливающиеся писать о недопустимости такой политики. Журналист Агнешка Пивар (Agnieszka Piwar) за положительные отзывы о пресс-конференции Александра Лукашенко и посещении Польского дома в Гродно подверглась яростным атакам провластной пропагандистской польской прессы.

«Мой репортаж о встречах с поляками, проживающими в Белоруссии, очень отличался от пропаганды, распространяемой в Польше. Не поэтому ли решено, что мне нужно закрыть рот? Ещё перед выездом в Белоруссию я столкнулась с давлением и попытками заставить меня молчать… Я была в Белоруссии несколько раз, и считаю, что польская пресса представляет нам очень искажённый образ этого государства», – рассказала Пивар на страницах Mysl Polska о польских репрессиях в отношении свободно мыслящих журналистов.

К травле Пивар подключилась редактор телеканала «Белсат» Агнешка Ромашевская, назвав её в духе украинского мракобесия: «регулярно оплачиваемой московской наёмницей». Между тем «Белсат», вещающий на Белоруссию, курируется спецслужбами и финансируется Польшей и Великобританией. Телеканал превратился в рупор антиправительственного мятежа и производителя глумливых и мерзостных репортажей о роли Красной армии и белорусских партизан в победе над фашизмом.

Польское правительство не заинтересовано в мирном сосуществовании белорусских поляков с белорусской властью, чтобы не лишиться повода для вмешательства во внутренние дела Белоруссии. Варшава скрывает правду о поляках в Белоруссии, иначе поляки в Польше узнают, что белорусских поляков не преследуют ни за их национальность, ни за их язык.

Владислав Гулевич