В Берлине 15 марта, прошел экстренный саммит Веймарского треугольника, участие в котором приняли канцлер Германии Олаф Шольц, президента Франции Эммануэль Макрон. Польшу представлял премьер-министр – Дональд Туск. Темой саммита было обозначено оказание поддержки Украины и противодействие России.
Туск прилетел в Берлин после того, как 12 марта в Вашингтоне он и польский президент Анджей Дуда провели переговоры с президентом США Джо Байденом. Многие эксперты предполагали, что Байден сообщил своим собеседникам некие важные подробности относительно американского видения дальнейшего развития событий на европейском треке.
Как передает портал Wirtualna Polska, в последнее время «Вашингтон предлагает союзникам остановить или заморозить войну на Украине на условиях Киева в течение двух лет», поскольку США намерены сосредоточиться в основном на тихоокеанском регионе и борьбе с Китаем, и «это убеждение разделяют как демократы, так и республиканцы». В этой ситуации Европе требуется «получить военное преимущество над Россией в течение двух лет».
По словам источников портала, главный вывод из переговоров в Берлине заключается в том, что военная помощь киевскому режиму будет ускорена, на чём собираются настаивать Германия, Польша и Франция. В Европе пройдёт срочная инвентаризация складов, чтобы боеприпасы, которыми европейские страны до сих пор не хотели делиться, всё же попали на Украину.
На саммите Веймарского треугольника Шольц, Макрон и Туск пытались на публике демонстрировать единство. Поскольку в ЕС, как замечает польская газета Rzeczpospolita, есть Италия, Испания и Португалия, на словах нацеленные на оказание помощи киевскому режиму, однако на деле слишком мало делающие что-либо для этого. Проблема в том, что согласия нет пока что в самом Веймарском треугольнике. По словам британского политолога Криса Морриса, «мы имеем не только три набора национальных приоритетов, но и три разные политические личности».
Канцлер Шольц опасается эскалации конфликта с Москвой. В Германии усиливаются антивоенные настроения. На этом фоне, замечает сеть немецких газет RND, Шольц «видит возможность завоевать популярность в позиционировании себя в качестве канцлера мира».
Макрон не против расширить фронт конфронтации с Москвой. Выступая по итогам саммита, он заявил, что «мы втроем объединились, чтобы оказать Молдавии большую поддержку», что предполагает повышенную деятельность Парижа на этом направлении с перспективой роста антироссийских провокаций. Однако «возобновление активности Франции на востоке» может дать обратный эффект, пишет Politico, если «Германия будет чувствовать себя загнанной в угол, считает дипломат из одной из европейских стран».
Что касается Туска, то он склоняется больше на сторону Парижа. В частности, премьер поддерживает французскую инициативу о создании фонда в размере 100 млрд евро в целях развития европейского ВПК. Помимо того, Туск ищет дополнительную «страховку» в ситуации, когда американцы предупреждают о своем уходе из Европы, и находит ее в Париже. Такая политика премьера подливает керосин в «польско-польскую войну». Ведь президент Дуда и связанная с ним оппозиционная партия «Право и Справедливость» (PiS) полагаются практически исключительно на США не только в вопросах безопасности. Для PiS диалог с Вашингтоном важен и с точки зрения противостояния ныне правящим европейским элитам, которые хотят полного ухода PiS с политической сцены в Польше и Евросоюзе.
Отказ Шольца, Макрона и Туска отвечать на вопросы журналистов по завершению саммита не удивителен. Их могли бы загнать в угол и обнажить существующие противоречия. Но нельзя также и твердо быть уверенным в том, что разногласия между Парижем, Берлином и Варшавой не будут в конечном итоге сглажены, после чего объединенная Европа продемонстрирует готовность вступить в «горячую фазу» конфликта с Россией. Такой сценарий Москва тоже должна держать на столе.
Станислав Стремидловский