1 ноября белорусские СМИ обнародовали переговоры пилота авиакомпании «Белавиа» и наземных служб украинского аэропорта Жуляны, в которых содержатся доказательства угроз со стороны СБУ поднять в воздух военные истребители в случае несогласия вернуть борт в аэропорт вылета. Эксперты в области авиации заявляют, что произошедшее нарушает международные нормы, а подобные угрозы абсолютно необоснованны. О том, какие санкции могут быть применены в отношении Украины.
Самолёт авиакомпании «Белавиа» Boeing 737-800, выполнявший рейс В2-840 по маршруту Жуляны (Киев) — Минск, был вынужден вернуться в аэропорт вылета. На борту находились 136 пассажиров и шесть членов экипажа.
«Командиру воздушного судна поступило указание от диспетчера управления воздушного движения районного центра «Киев» о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Также было заявлено, что в случае невыполнения команды в воздух будут подняты истребители. Командир воздушного судна выполнил поступившее указание и в 15:37 приступил к снижению», — пояснили в пресс-службе «Белавиа».
В 15:55 самолёт приземлился в международном аэропорту Жуляны. После посадки с борта воздушного судна правоохранительными органами Украины был снят один пассажир, являющийся гражданином Армении, который вскоре был отпущен и в 19:00 вылетел рейсом B2-830 авиакомпании «Белавиа» в Минск.
Расшифровка переговоров экипажа самолёта авиакомпании «Белавиа», совершившего принудительную посадку в Киеве по требованию СБУ, опубликованная белорусскими СМИ, содержит подтверждения тому, что угрозы в адрес пилота были.
Пилот: Слухаю.
Диспетчер: Белавиа–840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.
Нарушение международных норм
Угрозы СБУ поднять в воздух боевые истребители были абсолютно неправомерны, так как никаких нарушений со стороны команды белорусской авиакомпании не было. Основание использовать военную авиацию против пассажирского самолёта также отсутствовало, считает Владимир Попов, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ.
«Этот инцидент совершён в нарушение всех норм. Полёт выполнялся по международной трассе, режим был соблюдён. Такие угрозы могут иметь место при нарушении воздушного пространства. И только. Я знал только два случая, когда подобное поведение было оправданным. И оба были связаны с захватом воздушных судов. Здесь этого не было», — пояснил Попов.
Он также добавил, что подобные заявления указывают на незаконность действий украинских служб, при этом пилоту пришлось подчиниться, так как он следует указаниям диспетчера.
«Это нарушение всех норм ИКАО (Международной организации гражданской авиации. — ред). Очевидно, диспетчер действовал не по своей воле, а находился под давлением СБУ. Мы видим факт правового нигилизма, правильно было бы — в случае подозрения, что совершено преступление кем-то из пассажиров, — сообщить спецслужбам сопредельного государства, в данном случае КГБ Беларуси», — пояснил Попов.
Видимо, на Украине так принято
Офицер ПВО в запасе Александр Васильев пояснил, что самолёт «Белавиа» не нарушал никаких правил, действовал в соответствии с международными нормами, поэтому требования вернуться и тем более угрозы применить боевые самолёты были неправомерны. Однако пилот несёт ответственность за жизни пассажиров, поэтому принял единственно верное решение — вернуться.
«По правилам, если самолёт чужой страны нарушил границы или отклонился от курса и предоставленного ему коридора, то его могут предупредить, а затем сбить. В данном случае самолёту «Белавиа» был разрешён вылет, он не уклонялся от курса, так что это нарушение международного права. Командир молодец, что вернулся», — пояснил он.
По мнению Васильева, произошедшее лишь подтверждает то, что на Украине не действуют международные законы, поэтому всем, кто попадает на территорию страны, лучше подчиниться местным требованиям — из соображений безопасности.
«Украина непредсказуема, и он (пилот. — ред.) имел основания опасаться, что самолёт собьют, — тот же малайзийский «боинг» вспомним. Это неприличное поведение — угрожать гражданскому самолёту, не нарушающему правила, но, видимо, на Украине стало принято такое неприличное поведение», — заключил он.
Подобных случаев в международной практике не было, поэтому сейчас тяжело оценить, какие меры могут быть применены в отношении Украины, также пояснил Васильев. «Санкции в таких случаях решаются в индивидуальном порядке, вплоть до прекращения авиасообщения между Белоруссией и Украиной, если Белоруссия не будет удовлетворена объяснениями Украины. Таких прецедентов не было, поэтому трудно предсказать последствия», — заключил эксперт.
По его словам, инцидент — нарушение 96-й статьи Чикагской конвенции, где сказано, что «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства без его предварительного согласия». Однако согласие было дано на взлёт самолета и на предоставление ему воздушного коридора. Эксперт указал на то, что таким образом «Украина сама опровергает свои решения, что является очевидным фактом нарушения норм авиации».
Нарушение прав человека
Напомним, 21 октября борт авиакомпании «Белавиа» вынужден был вернуться в украинский аэропорт Жуляны в соответствии с требованием наземных служб, которые передали пилоту угрозы СБУ поднять в воздух боевые истребители в случае неподчинения. Позже оказалось, что полёт был прерван с целью снять с рейса В2-840 гражданина Армении Армена Мартиросяна. Он известен своей активной гражданской позицией и критикой в адрес нынешних властей Украины.
Мартиросян в эксклюзивном интервью рассказал RT, что с ним происходило после того, как самолёт принудили вернуться в аэропорт. Он опроверг заявление местных СМИ, что является активистом «антимайдана». По его словам, в аэропорту не было никакого допроса, никто не объяснил причин возвращения. Мартиросяну пришлось на собственные деньги покупать билет на другой рейс.
Таким образом, гражданин Армении заявил, что его права были нарушены, он намерен опротестовать произошедшее и требовать возмещения ущерба. При этом Мартиросян готов дойти до европейских судов.
Белоруссия также выразила протест и потребовала от украинской стороны возместить все понесённые в результате инцидента убытки.