Очередной провал украинской разведки. ФСБ России задержала на территории Крыма еще одну группу украинских диверсантов — действующих офицеров Главного управления разведки Минобороны Украины. Как и другая пара украинских шпионов, задержанных ранее в Симферополе, в Крыму они собирали информацию о местах дислокации частей Вооруженных сил России, кораблях Черноморского флота и готовили диверсии.
Полковник Главного управления разведки Украины Алексей Стогний был задержан, когда шел на агентурную встречу. По всей видимости, он понимал, что за ним следят, что он, как это принято говорить, под колпаком. Во всяком случае пистолет он с собой взял. И поэтому спецназ задерживал его довольно жестко.
Стогний, скорее всего, вообще намеревался скрыться, потому что он был напрямую связан с группой украинских диверсантов, задержанных десять дней назад. Той группой руководил кадровый офицер украинской разведки Дмитрий Штыбликов.
«Я получал денежные средства неоднократно. Ездил в город Киев, также мне денежные средства передавал Штыбликов Дмитрий, который приезжал из Киева. Передача средств переходила в моем магазине в городе Севастополь», — рассказал Алексей Стогний.
«В моем магазине» — это Стогний — про магазин канцтоваров и игрушек в Севастополе. Такова была его легенда — бизнесмен. На самом деле Стогний — кадровый офицер украинской военной разведки, при этом гражданин Украины и России.
Он закончил Севастопольский военно-морской институт имени Нахимова по специальности «радиотехническое вооружение». Служил на украинском флоте. С 2006 года — в разведке. Сейчас он — старший офицер 13-го отдела Первого департамента Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Последние годы работал в Крыму.
Еще один офицер украинской разведки — Глеб Шаблий — также задержан. Также работал под легендой бизнесмена, на самом деле он — капитан второго ранга.
Задержание обоих разведчиков стало возможным после того, как в начале ноября в Крыму была выявлена разведывательно-диверсионная группа под руководством офицера украинской разведки Дмитрия Штыбликова.
Группа полковника Штыбликова начла работать на территорий Крыма еще задолго до референдума. В 2012 году он прибыл на полуостров. По легенде он был журналистом, работал в аналитическом центре «Номос». Был главным редактором военного аналитического журнала. Давал интервью по военной тематике.
Казалось бы, зачем украинской военной разведке работать на территорий Украины, какой тогда еще был Крым? А все очень просто: разведчики следили за объектами Черноморского флота России.
Полковник Штыблшиков показывает офицерам контрразведки и следователям места тайников, закладок, где диверсанты прятали оружие и аппаратуру. Один такой тайник был в лесу, но телефон оттуда Штыбликов забрал заранее. Его нашли при обыске у него дома после задержания. Другой — в неприметном гараже.
Секретные сведения диверсанты передавали как минимум раз в неделю, причем по телефону реже, чаще по Интернету с помощью специальной программы шифрования.
Деньги из Киева Штыбликов передавал своим сотрудникам. Среди них как раз был Алексей Стогний. А помогал развозить деньги по агентам в Крыму Владимир Дудко — тоже офицер, тоже сотрудник разведки. Несколько раз он вместо Штыбликова ездил в Киев.
«По поручению Штыбликова и Бессарабова 2015-м и в 2016 годах я осуществлял конспиративную перевозку денежных средств из города Киева в Севастополь для осуществления ими разведывательной деятельности. Также по поручению Штыбликова я должен был достать тротил в максимальном количестве», — рассказал Дудко.
Алексей Бессарабов — еще один член разведывательно-диверсионной группы. До «крымской весны» он тоже работал экспертом в том же аналитическом центре «Номос» в Севастополе.
Всем задержанным офицерам — около сорока. Родились еще в СССР. И в военные учебные заведения многие поступали еще при Союзе, давали советскую присягу. Служили той, советской, Родине. Дмитрий Штыбликов, например, родился даже не на Украине, а в Чите, был спецназовцем, боевым пловцом.
Невольно задаешься вопросом, что такое случилось с людьми, с офицерами, что теперь они собирались взрывать инфраструктурные и военные объекты Крыма?
Все схематически было обозначено на картах, найденных во время задержания. Несколько электростанций. Среди них и МГТЭС под Севастополем, которая бесперебойно питает весь город, газораспределительные сети и станции очистки воды.
В планах были и объекты Черноморского флота: несколько причалов на северной стороне, где швартуются военные корабли, плавучие доки в Севастопольской бухте, штаб крымской базы и военные заводы.
В августе в Крыму были задержаны девять украинских диверсантов. И они — тоже были сотрудники Главного управления разведки.
Российский спецслужбы знали, что на полуостров попытается проникнуть разведгруппа, устроили несколько засад. В одной из них в перестрелке с диверсантами погибли офицер ФСБ погиб и солдат-пограничник. Часть нападавших были ликвидированы, несколько задержаны. Целая сеть.
Украинский президент Петр Порошенко тогда заявил, что, дескать, это все фантазии, разведка Украины в Крыму не работает. На самом деле сотрудники Главного управления разведки начала проявлять активность на полуострове еще до референдума 2014 года.
Так, 2 марта 2014 в городе Армянск сотрудниками крымского «Беркута» и ополченцами были задержаны трое украинских офицеров. Они въезжали в Крым, имея полный набор документов прикрытия: поддельные паспорта, поддельные удостоверения МВД Украины. Впрочем, были у них и свои настоящие удостоверения украинского Министерства обороны, что для разведчика, конечно, не слишком профессионально. Причем попались-то высшие офицеры: генерал-майор Николай Николаевич Зенцев, Сергей Люзак и Николай Вовк. При них было табельное оружие.
По всей видимости, тогда офицеры украинского ГУР проводили на полуострове разведывательные мероприятия, собирали данные о частях и соединениях Черноморского флота России. Через несколько дней горе-разведчиков отпустили, вернули им и документы, даже фальшивые, и оружие и отправили восвояси.
Рассказал ли генерал Николай Зенцев о своем провале начальству, неизвестно. Вполне возможно, что нет.
Очевидно, что Крым для украинской военной разведки и стоящими за ней спецслужбами стран НАТО является важнейшим направлением деятельности, даже судя по задержанным разведчикам и диверсантам, начиная с 2014 года: ни одного младшего офицера, все — с серьезным опытом работы, с выслугой. Так что когда Порошенко говорит, что украинская разведка в Крыму не работает, он врет или стыдится провалов своих кадровых офицеров.