В Британии, Германии, Испании, Чехии и Греции радикально настроенная молодежь провела массовые демонстрации против мигрантов. Многие протесты переросли в погромы и столкновения с силами правопорядка. Европейские страны в последние годы столкнулись с мощным потоком мигрантов. В Великобритании и Франции иностранные мигранты возглавили беспорядки 2005-го и 2011-го годов, которые продолжались много дней несмотря на все усилия полиции. Власти Германии пытались справиться с нарастающей проблемой с помощью политики мультикультурализма, но она также потерпела полный провал.
Мигранты из стран третьего мира и бывших зависимых территорий служат источником проблем во Франции, Великобритании и Германии. Каждой из этих стран пришлось столкнуться с вызовами, которые несёт с собой миграция.
Волнения по-французски
Во Франции в 2005 году вспыхнули крупные волнения эмигрантов. Во второй половине XX века республика активно развивала промышленность и нуждалась в дешёвой рабочей силе. Правительства социалистов увеличивали квоты для въезда в страну выходцев из бывших колоний.
Мигранты говорили по-французски, но далеко не все из них могли найти себе новое место. Консервативная страна неохотно принимала приезжих. Французы определяли гастарбайтеров не только по цвету кожи, но и по фамилии или даже по акценту.
Это привело к тому, что на окраинах «Большого Парижа» образовывались целые анклавы, в которых живут выходцы из Северной Африки. По свидетельству очевидцев, в середине 2000-х многие из них прямо на балконах держали коз и с трудом говорили по-французски. В иммигрантских кварталах нашли своё прибежище и проповедники джихада. В 1990-е здесь прямо собирались средства на «священную войну» в Чечне, а в середине 2000-х — на помощь жителям Афганистана и Пакистана.
27 октября 2005 года в пригородах вспыхнул пожар. Стражи порядка попытались проверить документы у подозреваемых в поджоге молодых людей в городе Клиши-сюр-Буа. Подростки попытались скрыться и залезли в трансформаторную будку. Трое погибли от разряда тока. Это вызвало волну возмущения: молодые мигранты с лозунгами «Нас достали» пошли по улицам громить витрины и автомобили. В результате поджогов сгорело более 200 машин.
Французская полиция не смогла действовать согласованно. В результате серия поджогов и ночных бунтов прошла по всей территории страны. К 7 ноября волнения произошли более чем в 270 французских городах. В общей сложности были сожжены 9 тыс. машин и причинен материальный ущерб на €200 млн.
Стражи порядка провели серию задержаний. Всего было поймано 2888 человек. Будущий премьер-министр Франции Николя Саркози провёл кампанию «нулевой толерантности», во время которой каждый нарушивший законы мигрант немедленно выдворялся из страны. Эта кампания позволила Саркози увеличить свой рейтинг, но не решила проблем с французским обществом, которое продолжает относиться к мигрантам с недоверием.
Английский Бунт
В Великобритании уже несколько столетий живут выходцы из самых разных провинций бывшей империи. Во второй половине XX века туда мигрировали индусы, африканцы и выходцы из стран Карибского бассейна.
Крупные волнения вспыхнули в стране в 2011 году. 4 августа полицейский офицер застрелил темнокожего уроженца города Тоттенхема Марка Даггана. Друзья и соратники убитого решили пройти маршем протеста к зданию городской полиции. Марш закончился мирно и его участники решили повторить акцию. 6 августа в знак протеста против смерти Марка Даггана они начали громить магазины Тоттенхема.
Полиция оказалась не готова противостоять погромам. Беспорядки перекинулись в пригороды Лондона. Разгром магазинов начался в Брикстоне, Хэмдене, Кройдоне и других городах. Погромщики грабили магазины и жгли двухэтажные автобусы. В ряде случаев местные жители организовывали отряды самообороны, которые оказывали сопротивление толпам молодёжи. Волнения прошли также в Ноттингеме, Бристоле и Бирмингеме.
По свидетельству очевидцев, «беспорядки быстро перекидывались от квартала в квартал». Однако полиция перегруппировала силы и уже к 9 августа подавила основные очаги бунта. Эксперты обращали внимание на «сетевую природу» протеста и указывали на то, что погромщики ни разу не пытались взять под контроль целый округ.
После подавления протестов полиция занялась поиском виновных. Всего было задержано более 3 тыс. человек. Каждому третьему были предъявлены обвинения.
Многие СМИ указывали на то, что большинство погромщиков либо были детьми мигрантов, либо исповедовали их субкультуру. При этом официальные подсчёты Министерства юстиции Соединённого Королевства опровергли такую точку зрения. Согласно официальным данным, 41% задержанных были европейцами, 39% были чернокожими, а 12% принадлежали к метисам и креолам. По мнению экспертов, главным объединяющим признаком для участников погромов был возраст: большинству из них на момент начала погромов не исполнилось и 25 лет, а 26% не было и 17 лет.
Мигранты в Германии
В Германии мигранты изначально делились на две разных группы — гастарбайтеры в ГДР и ФРГ. После объединения стран две группы мигрантов смешались, а приток мигрантов из Турции и Греции в объединенную Германию лишь усилился.
Самой крупной общиной стали турки. Они составляют до 6% населения страны. Большинство турок приехало в Германию из сельской Анатолии. Они живут в крупных городах и работают на заводах. Многие из этих общин сохраняют свою традиционную культуру: они занимаются мелкой торговлей, исповедуют ислам. Турецкие женщины покрывают головы платками.
Для их скорейшей адаптации в общество была введена система «мультикультурализма», в рамках которой немцам и вновь прибывшим предлагалось искать общий язык. Но постепенно в германском обществе эта политика стала вызывать всё больше и больше вопросов. Несмотря на все усилия активистов, значительная часть турок сохранила свои собственные нравы.
Критику политики мультикультурализма в Германии возглавил финансист Тило Саррацин. Он написал книгу, в которой заявил, что далеко не все мигранты готовы интегрироваться в немецкое общество. Среди «позитивных» мигрантов он назвал выходцев из бывшего СССР и стран Балтии, среди негативных — марокканцев и турок. Провал политики «мультикультурализма» была вынуждена признать и канцлер Германии Ангела Меркель.
В последнее время в немецком обществе усилились позиции «правых партий» и даже фашистов. Однако за счёт политических манёвров Германии пока удалось избежать судьбы Великобритании и Франции. Несмотря на присутствие большого числа приезжих, гибкий курс правительства привёл к отсутствию крупных выступлений.