На Украине неспроста уже долгое время не публикуются в открытых источниках политические рейтинги. Хвастаться нечем — закрытая социология режима ничем порадовать своих хозяев не может.
«Дело в том, что нечем праздновать 100 дней премьера, – объяснил на пресс-конференции в Киеве объясняет Евгений Копатько, учредитель социологической компании Research & Branding Group. – Но есть закрытая социология, которую делали и при той власти, и при этой. Я подчеркиваю: социологи – это опора любого режима. Сейчас очень многие из них, практически все, работают на власть. И в этом нет ничего дурного. Но просто эта социология носит закрытый характер. Потому что цифры и рейтинги особо интересовать перестали. Все знают о падении рейтингов ключевых политиков».
Также эксперт опроверг появившуюся в некоторых СМИ информацию о том, что «Оппозиционный блок» якобы опережает в опросах «Блок Петра Порошенко».
«Скажу о расстановке на конец февраля, – продолжил Копатько. – На первом месте со значительным отрывом от других, хотя и со значительно более низкими позициями, – Порошенко. В полтора – два раза отстает «Самопомич». Если у Порошенко 13 – 14 процентов рейтинг, то у «Самопомичи» – 7 – 9 процентов. А дальше идет плотная группа – «Батькивщина», «Оппозиционный блок», «Народный фронт». Три или четыре политических проекта, у которых рейтинговые позиции от 4 до 6 процентов».
Копатько вторит другая социологическая компания, которая признала, что на Украине все больше ухудшаются рейтинги доверия общества к власти, при этом население винит чиновников и олигархов за катастрофическую экономическую политику.
Об этом написал на страницах киевского журнала «Новое время» Глеб Вышлинский, заместитель директора исследовательской компании GFK Ukraine (филиал германской компании GFK, в сферу деятельности которой входит исследование рынков и потребительских настроений).
Автор указывает, что в июне 2014 года, несмотря на эскалацию боевых действий в Донбассе, впервые за многие годы процент украинцев, уверенных в том, что дела в стране движутся в правильном настроении, превысил число считающих наоборот.
Однако каждый новый виток агрессивной карательной эскалации в Донбассе плохо влиял на настроения граждан. Первое ухудшение социологичесских показателей произошло в августе-сентябре, затем – в январе. Оба раза это связанно с неудачами карателей на фронте, что приводило к потоку гробов и девальвации гривны.
«Усталость от войны и кризиса впервые после избрания президентом Петра Порошенко подорвала доверие к власти, – пишет Глеб Вышлинский. – К февралю доля уверенных в том, что страна движется в правильном направлении, сократилось до 18%, что вдвое меньше летнего пика. Доля не доверяющих президенту и премьеру превысила количество тех, кто им доверяет. Среди трех наиболее беспокоящих проблем украинцы называют противостояние на востоке (78% опрошенных в феврале), а также рост цен и нестабильность валютного курса. (до 45% респондентов)».
При этом участники опроса говорили теперь уже и о власти, обвиняя ее в сговоре с олигархатом.
«В свое время участники фокус-групп объясняли инфляцию «сговором властей и олигархов с целью обобрать простой народ». Вряд ли за прошедшие годы мнения сильно изменились. Да и оснований так считать не убавилось – украинская экономика остается крайне монополизированной. Чем еще, например, можно объяснить одинаковое изменение одинаковых цен на бензин в трех принадлежащих разным владельцам сетях ОККО, WOG и SOCAR в ночь между 7 и 8 марта, когда курс валют не менялся?».
В результате развязанной гражданской войны и внутреннего террора киевских путчистов, экономические потери привели к том, чтотТолько каждый десятый украинец сможет позволить себе в 2015 году купить что-либо, кроме еды и самой необходимой одежды.