Чтобы лучше понимать, почему некоторые так настойчиво отказываются от восприятия объективной реальности, снова обратимся к психологии. Когда столкновение с реальностью является невыносимым, мозг человека прибегает к болезни, как к способу защититься от травмирующей информации.
В созданном психиатром Джорджем Вейллантом «Глоссарии Защит» («A Glossary of Defenses», 1977) дается трактовка тринадцати выделенных им патологических эго-механизмов, или защит.
Все они делятся на три большие группы – психотические, инфантильные и невротические, – и в сегодняшней публикации мы рассмотрим психотические защитные механизмы. К психотическим механизмам относятся три формы защиты психики, а именно иллюзорная проекция, отрицание внешней реальности и искажение реальности.
1. Иллюзорная проекция
Иллюзорная проекция в качестве защитного механизма проявляется в откровенных заблуждениях о внешней реальности, зачастую в виде исходящей извне угрозы. Защита в виде иллюзорной проекции позволяет человеку избавиться или облегчить тягостное дистрессовое состояние за счет переноса ответственности за испытываемые неприятные чувства вовне, как правило, на других людей.
Так для значительного количества людей в их бедах виновата не их поддержка государственного переворота, убыточной евроинтеграции, марионеточной хунты и нацистских батальонов, а дикие северные москали. Они верят в российские вторжения и в то, что в падении украинской экономики виноваты не установленные ЕС квоты и разрыв товарных и производственных отношений с Россией, а коварный Путин.
Русские им видятся, в полном соответствии с пропагандой геббельсовского типа, дикими зверями, не знающими пощады и мечтающими только згвалтуваты украйинську цноту и выпить водки.
Таким образом, псевдопроекция искажает реалистичную оценку окружающих, которые воспринимаются через призму испытываемых человеком враждебных чувств по отношению к другим. Адаптивную функцию этой защиты Вейллант усматривает в своеобразной организации нарушенного восприятия: «В ядовитом психозе иллюзорная проекция по-своему адаптивно организует хаотическое восприятие».
Для подавляющего большинства психотиков такого типа это состояние наведённое с помощью средств массовой дезинформации.
2. Отрицание внешней действительности
Защита в виде отрицания в большей степени затрагивает восприятие внешней действительности, нежели внутреннее состояние человека. Отрицание внешней действительности проявляется в опровержении реального положения вещей путем создания мысленного образа окружающего мира, других людей, включая тех, которых не существует. Использование фантазии в качестве основной замены других людей, в том числе умерших или вымышленных, является ее наглядным воплощением.
В нашем случае отрицаются факты вооружённого переворота, наличия нацистских батальонов (где вы видели фашистов в Украине?), внешнего управления страной со стороны американских чиновников и их марионеток, тупость и коррумпированность пришедших к власти после евромайдана проходимцев, убыточность украинской экономики, неспособность вести самостоятельную политику и выйти на экономическую самодостаточность.
3. Искажение реальности
Защитный механизм искажения реальности проявляется в существенной трансформации внешнего мира с целью его приспособления к личным нуждам и интересам. Вейллант определяет механизм искажения реальности как «чрезвычайное изменение внешней действительности для удовлетворения внутренних потребностей».
Искажение реальности служит удобным предлогом для снятия личной ответственности за собственные желания, а самое главное, за их удовлетворение: «Это не я так хочу, это нужно тебе!», «Это не мое личное желание, это воля свыше!», «Это не мое желание, а обстоятельства вынудили меня!».
Это не евромайдановцы нападали и жгли «Беркут», а «злочинна влада» побила «онижедетей», это не нацисты сожгли одесситов, а «патриоты защитили страну от сепаратистов», это не авиация бомбила центр Луганска, а взорвался кондиционер, это не украинские каратели обстреливают города Донбасса (абсолютно бессмысленно с военной точки зрения), а местные жители «сами себя обстреливают». «Патриоты» старательно уверяют себя и других, что они вынуждены пытать, убивать, насиловать, грабить, и всё это делается «во благо Украины».
Благодаря использованию механизма искажения реальности избавление от неприятных переживаний происходит за счет их замещения противоположными чувствами.
Вместо ужаса от страшной одесской трагедии психотики радовались, вместо сопереживания погибшим жителям Донбасса они обвиняли их в своих преступлениях «сами виноваты».
Искажение реальности может проявляться в виде мысленного слияния с другим человеком в единое целое, нереалистичных сверхверований, галлюцинаций, заблуждений в форме принятия желаемого за действительное, иллюзии превосходства или исключительного права, одержимости навязчивой идеей и ее осуществления.
Вера в древность и исключительность «украинской расы», мнимое превосходство украинцев над русскими, навязчивые идеи о злокозненности русских, преклонение перед западом.
В некоторых искажениях, по мнению Вейлланта, могут быть и приятные для человека моменты. В качестве иллюстрации приводится пример мистического слияния с другими в религиозной вере.
Так евромайдановцы получают эйфорические и экзальтированные переживания во время пения гимнов, ощущают своё единство с толпой, растворение личного «я» в коллективном, ощущают приливы патриотизма и чувствуют ложное ощущение морального превосходства над «выродками, не поддающимися на излучение башен».
В следующих публикациях мы рассмотрим инфантильные и невротические проявления психики евромайдановцев.