Вот в такой откровенно психически нездоровой информационной среде по вине евромайдана оказалась целая многомиллионная страна.
Грэгори Бейтсон, основатель нескольких методов и школ в психотерапии, а также один из главных исследователей шизофрении, в качестве главной причины возникновения шизофрении называл так называемое явление «дабл байнда» (double bind).
Суть этого явления заключается в том, что будущему шизофренику навязывают два (или более) противоположных суждения, которые прямо противоречат друг другу, а затем сверху ультимативно запрещают рассуждать о наличии между ними противоречий, из которых вытекает, что как минимум одно из декларируемых утверждений ложно.
В результате невозможности выстроить относительно полную и непротиворечивую картину мира, в результате невозможности мыслить логично ввиду заведомо ложных базовых установок и возникает шизофрения.
Запрет может быть аргументирован авторитетом родителей, воспитателей, власти и/или различными формами шантажа. «Верь маме, или мама не будет тебя любить», «Будешь верить, не задумываясь – мы будем считать тебя хорошим», «Верь государству, или тебя будут считать предателем и покарают».
Например, в случае пропаганды киевского режима, противоречия в декларациях могут выражаться в одновременном утверждении, что «Россия огромная, опасная и страшная» и «Россия слабая, нищая и её легко победить». А попытки указывать на это противоречие объявляются «происками агентов Путина» (или, как в Германии «PutinFersteher», «понимающий Путина»).
Хотя чаще пропаганда утверждает что-то, что заведомо противоречит реальности, и запрещает в этом сомневаться. Так появляются «взрывающиеся кондиционеры», «сами себя обстреливают», «невидимые российские войска», «законные перевороты», «зигующие ненацисты», «уморить голодом наших страдающих в оккупации сограждан» и тому подобные шизофренические конструкции.
«Жизнь в России хуже», но почему тогда миллионы украинцев ездят туда на заработки? Идёт война с Россией, но до сих пор идёт торговля (хотя киевский режим вставляет ей палки в колёса, что только теперь приводит к эмбарго со стороны России), идёт свободное перемещение граждан через границу, идут поставки на Украину газа, угля, электричества – что же это за «война»? И таких противоречий множество.
Но думать нельзя, сомневаться нельзя, потому что
а) лишат работы, побьют, будут преследовать, похитят или даже убьют;
б) посчитают «предателем», а так хочется быть «патриотом».
В результате многие сами себе запрещают думать в определённом направлении, создают классические оруэлловские «мыслепреступления». Надо быть «хорошим», надо добиваться похвалы окружающих, создавать себе имидж «патриота», а может ещё и в карьере поможет.
Да и опасно инакомыслие, быть «как все» гораздо проще и безопаснее. К тому же инакомыслие предполагает действие, потому что осознание того, что твоя страна находится под внешним управлением, подталкивает к сопротивлению. А закрывать глаза, делать вид, что ничего не понимаешь, игнорировать реальность – можно ничего не делая.
Всё это сопровождается грубой и примитивной лестью «Вы особенные, вы древние, вы первородные, вы лучше русских, вы принадлежите европейской цивилизации (хотя цивилизация может быть греческой, римской, арабской, китайской, египетской, но никак не «европейской») и так далее». Классический кнут и пряник, так понятные «нерабам».
Запрет критически мыслить, запрет осознавать реальность во всём её многообразии, запрет отклоняться от официальной трактовки событий – всё это чёткие признаки double bind.
И чёткие признаки тоталитарной диктатуры. К которым относится также и вмешательство государства в частную жизнь людей: указания, на каком языке им говорить и думать, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие книги читать, какую одежду и причёски носить и так далее. Что, несомненно, сейчас в полной мере присутствует на территории бывшей Украины.
Подобная шизофреничная ситуация заставляет даже высших представителей режима нести всё более оголтелую ахинею. Например, когда Яценюк фактически заявлял, что СССР напала на Гитлера, который «был вынужден оборонять цивилизованную Европу от коммунистического вторжения». Или когда Порошенко был вынужден осуждать в Кнессете нацистских коллаборационистов, к которым, без сомнения, относятся возвеличиваемые сегодня в качестве «героев» Бандера, Шухевич и прочие представители ОУН-УПА, дивизии «Галичина», батальона «Нахтигаль» и 201-го шутцманшафт батальона, которые принимали участие в массовых убийствах евреев, белорусов, поляков и украинцев во времена Великой Отечественной войны (которую они уже так не называют, потому что в ней они ассоциируют себя с проигравшей нацистской стороной).
При этом когнитивный диссонанс возникает только у тех, кто смотрит на ситуацию со стороны, не являясь вовлечённым участником этой системы бреда. Те же, кто длительное время является потребителем официальной пропаганды, уже не способны осознавать бредовость ситуации и адекватно оценивать происходящее.
Кроме того, серьёзный удар нанесён по системе ценностей. Практически разрушены представления о ценности самостоятельности, свободы, суверенитета. Вместо этого повсеместно декларируется «лучше быть рабами американцев, чем свободными с русскими», зачастую публично, не скрываясь и даже не осознавая ущербности и позорности подобной «логики».
Вот в такой откровенно психически нездоровой информационной среде по вине евромайдана оказалась целая многомиллионная страна. И излечение будет долгим и болезненным.