Специфика официального подсчета потерь ВСУ в Донбассе позволяет следующим образом перефразировать известную пословицу: есть ложь, большая ложь и статистика майданно-олигархического режима в Киеве. Последний изначально старался не афишировать реальные потери своих силовиков еще со времен начала боевых действий в районе Славянска. В то же время представители режима и ВСУ периодически озвучивают некие цифры количества силовиков, погибших за все время т.н. антитеррористической операции (АТО) в Донбассе.
Например, согласно озвученной Генштабом ВСУ информации, официальные потери по состоянию на 20 ноября 2015 года следующие: погибли 2673 военнослужащих, из них 1842 – во время выполнения боевой задачи, небоевые потери – 831 человек (т.е. примерно треть от общего числа). Как сообщил начальник Главного управления персоналом Генерального штаба генерал-лейтенант Игорь Воронченко, также за все время «АТО» получили ранения 8519 военных, причем большинство из них − 5913 человек были ранены не в ходе боевых действий. Согласно информации, опубликованной Минобороны в октябре, общее количество боевых и небоевых потерь украинской армии в 2014-2015 годах составило 2027 человек, 597 из которых погибли не во время выполнения боевой задачи.
За год до этого Петр Порошенко официально признал гибель 1 тысячи 252 украинских военнослужащих. Одновременно с этим власти Киева в очередной раз дали понять, что с потерями в Донбассе не считаются. Родственникам пропавших без вести участников т.н. АТО было предложено самим сообщать о них. Для этого при администрации Порошенко был создан волонтерский call-центр – «первый за всю историю существования Администрации президента», согласно заявлению советника президента Украины Ольги Богомолец. С тех пор сия структура, похоже, уже больше года занимается не столько подсчетом, сколько сокрытием реальных масштабов трагедии и количества украинцев, погибших в боях против населения Донбасса за интересы нацистско-олигархического режима.
Причем делается это настолько «топорно», что ложь официального Киева опровергается даже западными структурами. Например, эксперты ООН пришли к выводу, что официальные данные о количестве погибших и пострадавших в боях в Донбассе украинских военных являются «неточными и противоречивыми». На это указывается в отчёте о результатах работы мониторинговой миссии ООН. «Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине и ВОЗ считают, что данные о количестве погибших украинских военных, гражданских и членов вооружённых группировок занижались на протяжении всего периода проведения антитеррористической операции», – говорится в отчёте.
В качестве примера указывается на тот факт, что СНБО сообщил о 151 погибшем в период с 24 августа по 12 сентября, в то время как в Минобороны заявили, что только в районе Иловайска и некоторых других местах наиболее интенсивных боев погиб 181 боец сил АТО. «Уровень занижения военных потерь правительством можно заметить, сравнивая данные о раненых, предоставленные СНБО (3277) с числом военнослужащих, лечившихся в основных военных и гражданских лечебных учреждениях, расположенных в ближайших к боевым действиям областях – Днепропетровской, Харьковской и Запорожской. Их количество составляло не менее 4800 человек…» – говорится в отчёте. Настоящее число жертв может превышать официально озвученную цифру по меньшей мере вдвое, считают эксперты ООН. Если исходить из данных, приводимых украинскими информагентствами со ссылкой на Reuters, то потери ВСУ занижены почти втрое.
Действительно, представители киевского режима активно используют и использовали с первых месяцев начала т.н. АТО методы занижения, неучета, искажения причин смерти, сокрытия и замалчивания реальных военных потерь в Донбассе. Например, изначально замалчивались численность потерь среди боевиков и сотников т.н. майданных сотен, которые, согласно заявлениям руководства СНБО Украины, «гибли на самых тяжелых участках фронта». В связи с этим некоторые украинские эксперты и активисты националистических структур уже в первые месяцы боевых действий озвучили мнение, что Киев решил перемолоть в карательной операции гиперактивную часть активистов, «совершивших революцию» и теперь мешавших открыто взявшим власть на Украине олигархам вроде Коломойского и Порошенко.
Можно напомнить, как в начале лета 2014 года командование ополченцев заявило: если всплывет правда о потерях ВСУ под Славянском, правительству Украины «наступит карачун». Возможно, именно это вынудило исполнявшего обязанности начальника Главного управления по работе с личным составом ВСУ генерал-майора Александра Розмазнина заявить: в безвозвратных потерях не учитывается личный состав Государственной пограничной службы и национальной гвардии.
Действительно, совокупное количество бойцов нацгвардии, «Правого сектора» и спецбатальонов, которые осуществляли основные боевые действия и вступали в боестолкновения, особенно в первые месяцы противостояния в Донбассе, неизвестно. Их списки не фиксировались. Это очень удобно для сокрытия реальных потерь. Так же, как и отсутствие в Минобороны Украины базы данных для кадровых военных.
Чуть позже первые лица Украины стали упоминать нацгвардейцев, пограничников, сотрудников МВД и СБУ в числе погибших. Однако их заявления вызывают серьезное недоверие, поскольку зачастую просто противоречат друг другу. Например, 7 октября 2014 г. главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил о гибели за время проведения АТО в Донбассе 953 военных. А президент Порошенко тремя днями ранее сообщил, что, по официальным данным, в ходе АТО погибли 967 украинских военных.
Еще пример. По официальным данным Минобороны, при выходе из Иловайска в конце августа 2014 г. погибли 108 бойцов. В то же время генеральный прокурор Виталий Ярема заявил, что там погибли около 200 украинских военных. Командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко заявил о гибели более тысячи украинских военных. А председатель временной комиссии Верховной рады по вопросам расследования причин трагедии в Иловайске Андрей Сенченко сообщил, что за период с 23 июля до 23 августа группировка «сектора Д» ВСУ, принимавшая участие в операции в Иловайске, недосчиталась 3,4 тысячи бойцов. Цитата: «По нашим данным, по состоянию на 23 июля в секторе Д было 4000 бойцов, на утро 23 августа их оставалось 600».
Стоит отметить, что в списки погибших участников АТО не включаются иностранные и местные наемники, добровольцы-неонацисты, военные инструкторы (вроде тех, что консультируют батальон «Донбасс») и уголовники, специально выпущенные властями из тюрем – для участия в АТО против населения Донбасса. При этом еще 4 декабря позапрошлого года Генштаб ВСУ заявил, что на стороне режима воюют «около тысячи» иностранцев, особо подчеркнув: «Ни один гражданин, который приехал воевать, не проходил службу в Вооруженных силах Украины и МВД».
Уголовников, из числа собственных граждан, может оказаться еще больше. Дело в том, что после принятия (6.05.2014) Верховной радой закона об амнистии глава МИД РФ заявил, что «по некоторым данным, под эту амнистию подпадают около 15 тысяч человек, причем их освобождали, негласно обусловливая это вступлением в национальную гвардию». И не только в нее. Накануне заключения первых Минских соглашений в сентябре 2014 г. после задержания нескольких диверсионных групп украинских силовиков выяснилось: в зону АТО осуществляется отправка групп диверсантов, сформированных из особо опасных заключенных. В ходе допроса пленных выявлено: месяцем ранее они отбывали наказание в ИТК-92 (строгого режима) с. Старые Бабаны Черкасской области и были амнистированы в обмен на согласие участвовать в операции в Донбассе.
Не вносятся в списки официальных военных потерь и люди, чьи родственники получают извещения о гибели с формулировками, позволяющими дельцам от Минобороны не выплачивать семьям погибших обещанные пособия в размере 609 тысяч гривен. Раненые под Волновахой уже весной 2014 года (!) жаловались журналистам, что их заставляют подписывать странные протоколы, в которых они проходят как «пострадавшие от несчастного случая или аварии». И упоминали протоколы осмотра трупов, гласивших, что их боевые друзья «погибли при невыясненных обстоятельствах от огнестрельных ранений».
Помимо тех, чьи смерти протоколируют странным образом, замалчивают и не вносят в списки погибших, имеется еще масса фигурантов весьма внушительных списков – «пропавших без вести», «дезертировавших», числящихся ранеными (в то время как смерть от полученных ран – дело недалекого времени) и так далее. В период летних боев 2014 года стала достоянием гласности информация о получении матерями участников АТО от имени уже погибших сыновей эсэмэсок с целью предотвращения волнений и сокрытия потерь. Когда счет убитых пошел на сотни даже в официальных заявлениях представителей режима, украинские медиа, словно под диктовку, стали живописать «героическую гибель» молодых парней 18-20 лет. Дескать, жизнь только начиналась, дома ждала любимая, но Украина – «превыше всего». Скорее всего, это делалось, чтобы не бросались в глаза факты гибели участников АТО более зрелого возраста.
Даже советник президента Украины Юрий Бирюков открыто признает, что официальные данные по потерям не отражают действительность. А главный военный прокурор А. Матиос не краснея рассказывает в прямом эфире о 50-кратном (!) росте «небоевых» потерь в ВСУ. 7 августа 2015 г. украинский информационный центр в Одессе разместил фото регистрационных номеров могил и информацию, согласно которой со стороны ВСУ уже захоронено почти 12 тыс. только неопознанных солдат.
Ряд оппозиционных политиков неоднократно обращались к общественности с заявлениями, что власти нагло лгут, скрывая и занижая реальные многотысячные потери своих военных в ходе АТО. Косвенными свидетельствами в пользу этого являются и переброска в зону боевых действий всё новых и новых соединений ВСУ, очередные мобилизации и успехи луганских и донецких ополченцев. Летом позапрошлого года депутаты группы «За мир и стабильность» обратились к президенту и правительству с требованием рассекретить данные по поводу погибших граждан Украины. Согласно заявлению сопредседателя депутатской группы Сергея Горохова, количество погибших за время проведения АТО составило более 10 тыс. человек уже к началу августа 2014 года.
Осенью даже депутат Верховной рады и лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко обвинил президента Украины и тогдашнего министра обороны в преступлениях против собственных солдат. Продемонстрировав соответствующие фото, он заявил: «Порошенко и Гелетей нагло лгут, скрывая более 8000 наших потерь в АТО! Эти ребята отдали свою жизнь за них, за страну, за свой народ. Но никакой благодарности и уважения от нашего руководства они и их близкие не получили. Более того, оказывается, что Порошенко сжигает наших героев, как неких собак, в немецких крематориях! Ко мне попала фотография с разведывательного спутника, на которой четко можно увидеть полевой крематорий возле военного госпиталя в зоне АТО у Новоайдара. Как мне доложили, этот крематорий нам передала Германия…»
Судя по информационным сообщениям, многих погибших военных не только сжигали в крематориях, но и закапывали в землю без опознавательных знаков о захоронениях или идентификации перед смертью. Причем не только весной-летом, когда занижать и фальсифицировать реальные потери было проще всего, но и осенью. Например, 22 сентября власти Запорожской области заявили о похоронах 55 неопознанных тел участников АТО. На следующий день власти Днепропетровска подготовили могилы для 332 украинских военнослужащих, из которых были опознаны лишь 22 тела…
Проще говоря, цифры потерь, что нам сегодня озвучивает Генштаб ВСУ и клевреты режима Порошенко, занижаются не в разы, а в десятки раз.
В конце прошлого года представители народных республик Донбасса уличили в этом киевский нацистско-олигархический режим в очередной раз. В ходе брифинга замначальника штаба народной милиции ЛНР Игорь Ященко сообщил о масштабах потерь хунты следующее: «За время карательной операции ВСУ потерпели поражение в трех «котлах» и понесли потери личного состава в несколько десятков тысяч человек, при этом 1/4 из них безвозвратные. Небоевые потери составили около 1300 человек: это гибель военнослужащих в результате несчастных случаев, суицида, ДТП и тому подобных происшествий». Причем потери растут фактически ежедневно. Например, по данным замкомандующего корпусом Минобороны ДНР Эдуарда Басурина, новогоднее пьянство в ночь на 1 января нынешнего года стало причиной гибели на Донбассе 10 украинских военнослужащих из состава 28-й, 30-й отдельных механизированных и 59-й отдельной мотопехотной бригад.
Война, которую развязал киевский режим против собственного народа, уже унесла многие тысячи жизней. Изо дня в день число погибших увеличивается. А олигархический режим и дельцы от Минобороны делают на их крови удачный гешефт. И скрывают реальное количество жертв, что позволяет не выплачивать семьям погибших обещанные пособия в размере 609 тысяч гривен. Ну а если и сообщают об этом, то только, похоже, руководствуясь американской поговоркой: «Смерть человека – трагедия, гибель тысяч – просто статистика».