Как увязать хотя бы на минимально непротиворечивом уровне две даты – казнь палача-антисемита от руки еврея и смерть десятков тысяч евреев от рук украинских нацистов?
Вчера нелегитимная Верховная Рада приняла постановление о праздновании памятных дат в 2016 году. Среди прочих там есть две – 90-летие убийства Симона Петлюры по мотивам мести и 75-летие начала трагедии в Бабьем Яру.
Фигура Петлюры в массовом сознании как бы «перекрыта» фигурой Бандеры, тем более, что обе фамилии какого-то женского рода. С Бандерой все достаточно ясно, а на руку имиджу Петлюры играет общая хаотичная запутанность Гражданской войны – периода битвы всех со всеми против всех, ситуативных союзов и режимов-однодневок. С точки зрения успехов в государственном строительстве Петлюра достиг примерно столько же, сколько и его прочие украинские коллеги – то есть, грубо говоря, ничего. Но чем же он все-таки запомнился?
А вот этим:
«Когда Вечный Жид, выполнив поручение, стоял на берегу Днепра, свесив неопрятную зеленую бороду, к нему подошел человек с желто-голубыми лампасами и петлюровскими погонами и строго спросил:
— Жид?
— Жид, — ответил старик.
— Ну, пойдем, — пригласил человек с лампасами. И повел его к куренному атаману.
— Жида поймали, — доложил он, подталкивая старика коленом.
— Жид? — спросил атаман с веселым удивлением.
— Жид, — ответил скиталец.
— А вот поставьте его к стенке, — ласково сказал куренной».
Это, если кто не вспомнил, из «Золотого теленка».
Но, так же, как и Бандеру, Петлюру настигло справедливое возмездие (кстати, «новые украинцы», мотайте на ус!) – его убил человек, 15 родственников которого погибли во время петлюровских погромов. Самуил Шварцбурд застрелил бывшего главу УНР 26 мая 1926 года и был полностью оправдан французским судом присяжных. Все, как говорится, понимали — «было за что».
Все это – только усугубляет ситуацию. Просто потому, что снимая вину с «хорошего Петлюры», эта логика перекладывает ответственность на весь (ну, за Петлюру же воевали все сознательные украинцы, так?) украинский народ. Не по приказу Петлюры, а по неутолимому велению сердца бойцы армии Директории оставили сиротами еврейских 300 000 детей. А ведь это, кажется, и в самом деле было именно так – по крайней мере, этого не отрицал и сам Петлюра при встрече с евреями: «Жаль, что погромы имеют место, но они поддерживают дисциплину армии. Не ссорьте меня с моей армией».
Подумайте, дорогие украинские пропагандисты, что для вас будет меньшим из двух зол – Петлюра-антисемит или антисемит-украинский народ?
А и думать тут не надо. Просто перейдем ко второй дате – памяти жертв Бабьего Яра.
«Украинские полицаи (судя по акценту — не местные, а явно с Западной Украины) грубо хватали людей, лупили, кричали:
— Раздягаться! Быстро! Быстро!
Кто мешкал, с того сдирали одежду силой, били ногами, кастетами, дубинками, опьяненные злобой, в каком-то садистском раже».
Так Анатолий Кузнецов в своей страшной книге «Бабий Яр» рассказывает об участии (деятельном, охотном и «плодотворном») украинских полицаев в репрессиях. Дальше в книге вскользь упоминается и о бывших петлюровцах, также прибившихся к немцам.
Но такого сказано не будет – напиши израильтяне хоть еще десять тысяч книг об участии украинских коллаборационистов в геноциде. Будут говорить о том, как многие украинцы помогали евреям избежать смерти. Будут говорить о том, что в Яру лежат и украинские жертвы. Будут, разумеется, говорить о том, что Сталин был не лучше Гитлера (это рефрен, он всегда к месту) для украинцев. А вот про тех полицаев с желто-синими повязками – говорить не станут. «Ничего не было». Это всё плохие немцы, они и только они. А мы только спасали и сами умирали.
А знаете, пусть говорят что хотят. Главное, чтобы кто-то из нынешних по привычке не ляпнул: «Евреи сами себя обстреляли и закопали с целью обвинить украинцев». Или, вот еще подкидываю идею: «Отряды большевистских диверсантов в петлюровской форме шли перед войсками Директории и терроризировали еврейское население».
Спорим, все-таки скажут?