Украинские чиновники и французские бизнесмены попались на совместном воровстве денег, выделенных на строительство саркофага над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС.
В России часто критикуют украинский Майдан. И, как правило, критикуют за дело.
Однако Майдан сыграл и определенную положительную роль в развитии украинской демократии. Так, например, он привил гражданам «Нэзалэжной» привычку периодически трясти своих политиков и чиновников, проверяя их на «коррупционную составляющую». Украинцы трясут своих бюрократов с таким же удовольствием, как в свое время кот Базилио и лиса Алиса трясли Буратино. Трясут так, что иногда из карманов депутатов и чиновников начинают сыпаться интересные документы и схемы откатов, которые становятся поводом для больших политических скандалов. Один такой скандал с мрачноватым радиоактивным оттенком и разгорается сейчас в Украине.
Все началось с того, что «Европейский банк реконструкции и развития» (ЕБРР) выделил деньги для строительства нового современного саркофага над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС. Вопрос, действительно, важный, ведь от надежности саркофага, в значительной степени, зависит здоровье миллионов украинцев, белорусов, поляков, русских, литовцев и других жителей Восточной Европы.
Всего европейцы планировали потратить на строительство около 930 миллионов евро.
Как вы понимаете, деньги не малые. Особенно в условиях бюджетного дифицита и инфляции гривны. Стоит ли удивляться, что на сладчайший запах «евро» стали собираться чиновники всех рангов и мастей. Однако звуки очередного распила бюджета привлек внимание неравнодушных гражданских активистов и журналистов.
Схема воровства вскрылась быстро и оказалась исключительно банальной. В число подрядчиков осваивающих деньги от ЕБРР были внедрены фирмы-однодневки, которые получали средства на основании фиктивных актов о якобы проведенных работах. «Изюминка» заключалась в том, что украинским дельцам удалось коррумпировать даже своих европейских партнеров.
Так, в частности, руководители генерального подрядчика французской компании «Novarka», действуя через подконтрольную им группу управления, научились утверждать сметы выполнения работ по завышенным ценам. Разницу французские бизнесмены и украинские чиновники, вероятно, делили между собой. В результате стоимость проекта выросла с 930 млн. до астрономических 1,54 миллиарда евро.
Расследования организованные украинскими журналистами и гражданскими активистами позволили ударить украинских чиновников по рукам. Однако руки эти оказались, куда «волосатей» чем предполагали самые смелые борцы с коррупцией. Распутывая клубок фирм-посредников журналисты быстро установили, что за указанными компаниями стоят левиафаны украинской политики. Так, первая из фирм-посредников привела журналистов к представителям высшего руководства партии «Народный фронт», лидером которой является украинский премьер-министр Арсений Яценюк. В то время, как фактическими владельцами второй компании оказались люди из окружения бывшего премьер-министра Украину Юлии Тимошенко…
Желание нажиться на системе безопасности Чернобыльской АЭС уже само по себе выглядит весьма мерзко.
Однако вовлеченность в коррупционный процесс представителей высшего государственного чиновничества, призванных следить за здоровьем и благополучием граждан, делает картину просто ужасающей. Вопрос в том хватит ли у украинцев сил и терпения довести свои расследования до конца, победить «левиафанов» и перекрыть коррупционные потоки, опутывающие их страну, совершенно риторический…
Ведь очевидно, что при существующем в Киеве режиме никакой борьбой с коррупцией даже пахнуть не может, потому что в эти самые коррупционные процессы вовлечены все, начиная от президента и премьер-министра, и заканчивая последним полицейским.