Сайт «Страна» разбирался с причинами, вызвавшими раскол «Правого сектора» и уход Яроша, а также какие перспективы у Яроша и у «Правого сектора» после их развода. Станут ли радикалы поддерживать отделившегося «провидныка»? Повторит ли Ярош роль лидера штурмовиков на третьем Майдане? Повторится ли случившееся на Драгбрате и в Мукачево?
Почему Ярош ушел из «Правого сектора»?
28 декабря на сайте «Правого сектора» появилось видеообращение Дмитрия Яроша. В нем он заявил, что ПС возник как революционная структура во время Евромайдана и сейчас, свою революционную миссию выполнил. «Настало время сосредоточиться на общегосударственных целях. Мы хотим стать национальным патриотичным движением», — говорится в заявлении Яроша.
На самом деле, как стало известно «Стране», в рядах «Правого сектора» уже назревало недовольство провидныком. Особенно в кругах Добровольческого корпуса – военной структуры ПС, бойцы которого находятся на линии фронта. В частности, речь идет о словах Яроша, что «Правый сектор» выполнил свою революционную миссию.
«Революция не доведена до конца и многих членов организации раздражали такие слова. Когда Ярош говорил это на собраниях, некоторые демонстративно выходили из зала», — рассказали нам источники в среде радикалов.
О другой причине, почему Ярош решил выйти из ПС, он сам намекнул в заявлении: «Мы категорично отрицаем псевдореволюционную деятельность, которая угрожает существованию государства Украина и портит репутацию патриотов. Мы оппозиционные к действующей власти, но не считаем целесообразными кровавые (и обреченные на поражение) бунты против нее».
Что имел в виду Ярош – догадаться нетрудно. За последний год «Правый сектор» был виновником нескольких серьезных скандалов – например, события в Мукачево или в Драгобрате. Это дало дополнительные поводы власти разобраться с непокорными радикалами – и очень весомые поводы.
«Правый сектор уже можно хоронить после Мукачево и Драгобрата, и Ярош это прекрасно понимал», — уверен и политолог Вадим Карасев.
Что такое «Национальное движение Дмитрия Яроша»?
Официально, новое движение будет неким подобием «Правого сектора», но без ухода в маргинальную плоскость. «Мы хотим объединить людей, которые еще не были в политике, которые являются патриотами, но они не обязательно националисты, как было в Правом секторе. Хотим объединить патриотически настроенных националистов, национал-демократов, либералов и других», — заявил Ярош.
То есть, новая структура будет немного шире, чем «Правый сектор» – с национальной риторикой, но без условных призывов к военному перевороту. Так Ярош сможет захватить больший процент электората на будущих выборах, под которые новое движение и создавалось.
По словам спикера «Правого сектора» Артема Скоропадского, за Ярошем ушло 25-30% процентов людей. Как стало известно «Стране», например, в Харькове, местная организация радикалов перешла в «Национальное движение» полностью. На Западе страны ситуация другая – как рассказал нам свободовец Юрий Сиротюк, к Ярошу ушло всего несколько процентов радикалов. Это и члены ПС, и некоторые члены «Свободы».
В новом движении Яроша уже есть 5 и 8 батальоны ПС, а также медицинский батальон «Госпитальеров». В национальное движение ушла также Елена Белозерская, давняя соратница Яроша еще по «Тризубу». Скорей всего, она также входит в условный провид новой партии.
Кто стоит за финансированием – вопрос. Учитывая теплые отношения Яроша и мэра Днепропетровска Бориса Филатова, не исключено, что партию спонсирует Игорь Коломойский. К этому склоняется и Вадим Карасев, который уверен, что Ярош может иметь успех на будущих выборах.
«Не стоит забывать, что Ярош сам из Днепродзержинска, а значит, он может мобилизовать патриотов с Восточной Украины. Кто за этим стоит, пока рано говорить, но конечно, не исключено, что Коломойский», — говорит Карасев.
С другой стороны, конкуренция у Яроша тоже будет сильная. Во-первых, «Укроп», со своей мягкой, но в то же время национально-патриотичной риторикой. Во-вторых, «Азов», который постепенно входит в политическое пространство из военного. Он может оттянуть у Яроша процент маргинальных радикалов, которым смягчение позиции лидера не по душе. В-третьих, остается «Свобода», которая сильно потеряла в рейтингах, но на местных выборах все равно смогла занять свою нишу на Западной Украине. А у Яроша пока нет четкой программы и стратегии.
Что сейчас с «Правым сектором»?
Единого главы движения у ПС сейчас нет. В провид входят пять человек: Андрей Стемпицкий, Андрей Тарасенко, Юрий Палий, Арсений Белодуб и Василий Лабайчук. После ухода Яроша политической частью ПС стал руководить Андрей Тарасенко, его первый зам. Тарасенко, кстати, баллотировался в Раду в 2014 году, но ЦИК отказала его регистрировать из-за судимости.
Судя по заявлениям Тарасенко после отставки Яроша, они расходились в принципиальных вопросах. Тарасенко, например, заявил, что Ярош недостаточно радикален, поэтому и ушел из ПС. А те, кто ушел вместе с ним – просто решили заниматься политикой, считает новый глава политического крыла «Правого сектора».
Военными подразделениями по прежнему руководит Андрей Стемпицкий – дважды судимый соратник Яроша по «Тризубу». По факту, эти двое и являются основным косяком оставшегося движения.
Чем дальше будет заниматься обезглавленный «Правый сектор» – непонятно. Пока он принимает участие в локальных митингах и после драгобратского скандала не всплывает в глобальных акциях.
На вопрос, готовятся ли радикалы к возможным выборам, Артем Скоропадский уклончиво ответил, что об этом рано говорить. «Сейчас мы занимаемся техническими вопросами регистрации, которые возникли после ухода Дмитрия Яроша. Но мы ни в коем случае не говорим о расколе «Правого сектора». Мы будем продолжать революционную деятельность», — уверил он «Страну».