Досье — Киев

Реакция на убийство Грабовского показывает разложение Украины

Новая трагедия на Украине — убийство адвоката Юрия Грабовского, защищавшего арестованного в Донбассе российского военного Александра Александрова — обнажила все бездны украинского кризиса. Особенно это касается реакции на убийство как украинского общества, так и, в особенности, представителей киевских властей.

Еще пять дней назад, когда вовсю шли поиски пропавшего адвоката, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что арестован подозреваемый в организации похищения и убийства. Теперь в Киевской области найдено и тело Грабовского.

Матиос еще в понедельник обвинил в заказе похищения «бывших украинцев» и «российские спецслужбы» — «которым это было нужно для создания картинки на заключительной стадии рассмотрения дела Александрова».

Логика Матиоса неудивительна — два последних года украинские власти обвиняют Россию во всех мыслимых и немыслимых преступлениях. Но все же история с Грабовским очень показательна — как само убийство, так и реакция на него. Это стоп-кадр, экспресс-анализ состояния украинского общества и государства.

Убийство защитника «русских гээрушников» беспокоит украинские СМИ только по одной причине — плохо, что Россия получит возможность обличать Украину. Это главная мысль, а не то, что убивать адвокатов нельзя. Но в отношении заказчиков убийства пресса не сомневается — вот типичная цитата:

«В общем, в данной истории может быть две версии того, кто убил юриста. Либо его убили наши отечественные дураки-патриоты, которых „втемную“ использовала ФСБ, либо это постарались непосредственно наши соседи, для проведения провокации, но она не удалась».


То есть две версии, но в любом случае убил Путин. И так считают и власти — судя по заявлению военного прокурора — и пресса, по крайней мере ее основная часть. После публичных обвинений из уст украинских чиновников в адрес России в том, что она косвенно причастна к брюссельским терактам, все психиатрические оценки уже даны Ивановым и Медведевым — и в истории с Грабовским мы опять видим точно такое же желание Киева свалить на Россию все возможные преступления.

Причем это делается не только для того, чтобы убедить Запад в существовании Мордора, которому противостоит сделавшая европейский выбор Украина, но и вследствие искренней убежденности в своей правоте. Они и в самом деле верят, что Россия убила адвоката своих граждан — и эта уверенность является наглядным признаком разложения украинского государства.

Оно строилось сначала как не Россия, а потом как анти-Россия — и для придания смысла существованию на этой западной части русского мира как отдельного государства нужно было наделить Россию всеми признаками ада. После Крыма и Донбасса старая, постсоветская Украина умерла, а новое образование не только попало под внешнее управление, но и заразилось вирусом бешеной ненависти к России.

Москва и Путин стали для киевской элиты символом зла и источником всех бед Украины, а сами украинцы жертвами русского коварства. Собрать нацию вокруг идеи отпора «российской агрессии» казалось правильным ходом, к тому же это позволяло отвлечь внимание от процесса гниения украинского государства.

Потеряв Крым и Донбасс, оказавшись под властью откровенно колониальной элиты, страна встала на путь самоликвидации, но ей продолжают рассказывать про европейские перспективы и враждебную Россию.

При этом у Украины нет никакого европейского будущего. Она неминуемо или вернется к союзу с Россией, или распадется, но нынешняя элита не хочет и не может это признать. Точно так же, как и увидеть то, что на самом деле происходит на Украине.

А там идет постоянная борьба за власть и собственность между несколькими политико-олигархическими кланами, развал экономики и социума, травля и убийства сторонников России и просто несогласных с правлением олигархической элиты.

Украинские властные кланы тотально коррумпированы, у них отсутствует стратегическое мышление, каждый из них заинтересован лишь в увеличении своей доли пирога любыми способами, включая силовые. Общество расколото, и неизбежность нового Майдана дамокловым мечом висит над украинской элитой.

Временное относительное перемирие между различными отрядами элиты и контрэлиты доживает последние месяцы. Крах последних надежд на помощь Запада даст старт новой, активной фазе смуты.

Ослабляет свое отвлекающее воздействие и «фактор Путина», то есть запугивание восточной угрозой. И когда действие антироссийского наркотика спадет и совпадет с осознанием «предательства Запада», произойдет взрыв.

И каждая история, подобная убийству Грабовского, лишь приближает этот момент, потому что постоянное повышение масштабов лжи приводит к необходимости в следующий раз прибегать к еще большей дозе этого «лекарства». И в какой-то момент оно просто перестанет действовать — можно будет говорить что угодно, обвинять Россию в том, что она украла луну, но никакого успокаивающего эффекта на население Украины это не окажет.

Кроме того, Киев все дальше отрывается от реальности, а значит, все меньше становится его способность хоть как-то управлять страной. Турчинов и Матиос верят в то, что все зло от Путина — и сама эта вера постепенно убивает их, мешая увидеть реальные внутриукраинские процессы.

Реакция на убийство Грабовского с предельной четкостью продемонстрировала и разницу в отношении Запада к России и Украине — те самые банальные двойные стандарты. Страшно даже представить себе накал обвинений в адрес Путина в том случае, если бы в России произошла подобная история.

Например, не дай Бог, допустим, сначала пропал, а потом был бы обнаружен убитым адвокат Савченко Марк Фейгин. Кто-нибудь из западных лидеров или СМИ обвинит Порошенко в убийстве Грабовского? Или хотя бы в том, что нехорошо обвинять в убийстве Россию?

Нет, этого не будет. Более того, тот же Фейгин фактически присоединяется к киевской «версии» про российский след в убийстве и патетически спрашивает:

«Надо ли истолковать убийство адвоката Грабовского как предупреждение лично мне?»


Это театр лжи и абсурда, в котором делают все для того, чтобы затянуть украинскую трагедию. С настоящей, а не бутафорской кровью, которой еще и пытаются измазать Россию. Россию, которая ждет окончания этой драмы, желая только того, чтобы оно наступило быстрее и, по возможности, обошлось малой кровью.

Пётр Акопов