Оправданный Апелляционным судом Ивано-Франковской области украинский журналист Руслан Коцаба заявил, что будет требовать компенсации за время, проведенное в тюрьме.
«Это не просто оправдательный приговор. Это шанс на мир», — заявил журналист сразу после освобождения из-под стражи в зале суда.
В планах Руслана немного прийти в себя после 524 дней в застенках киевских путчистов. Физическая и психологическая травмы требуют врачевания: Коцаба перенес инсульт и инфаркт. Многое будет зависеть и от властей, которые приняв решение оправдать журналиста, могут не разрешить ему заниматься профессиональной деятельностью. Сам Коцаба считает необходимым служить объективной журналистике.
Как вариант и скорее всего журналист будет заниматься правозащитной деятельностью, помня, что в украинских застенках томятся политические заключенные, среди которых немало коллег Коцабы.
Оправдательный приговор Руслан Коцаба комментирует так:
«Я доказал, и судьи подтвердили это вердиктом, что общение с российскими коллегами не есть государственная измена, что не все российские журналисты априори шпионы. Это позитив, который нужно донести, чтобы не боялись, чтобы шли на контакт. Это может быть началом какого-то возрождения. Мир все равно будет: проиграем мы Донбасс или не проиграем. Но какой ценой будет достигнут мир? Мы же понимаем, что на гражданской войне победителя нет, и побеждает третья сторона. То, что помогло мне сегодня выйти из тюрьмы, должно повлиять на политиков. Люди устали от войны. Всю эту какофонию ненависти надо прекращать. Власть сама потом не будет знать, что делать с той ненавистью, которую она создала пропагандой. Эта ненависть будет возникать даже там, где они не ожидают».
Журналист уверен: от него и его коллег многое зависит:
«Если мы будем справедливыми, тогда у нас есть шанс стать моральными авторитетами, а не попасть в список военных преступников. Возможно, я сегодня погорячился, когда сказал, что Порошенко будет сидеть в этой же камере, но эта власть слишком затянулась».
Интересно, что в целом в такую развязку событий мало кто верил. По словам самого Коцабы, он какое-то время считал, что про него просто забыли и даже не верил в справедливое решение суда.
«Возможно, Коцаба стал частью процесса, в рамках которого была освобождена Надежда Савченко и другие резонансные заключенные, обмена военнопленными, — говорит Руслан Бортник. — Вместе с тем, не стоит рассматривать освобождение как какую-то развязку, нормализацию, возвращение в правовое поле и какие-то уступки. Это чисто технологические шаги, а стороны пока остаются на своих позициях».
Вместе с тем украинским властям все ещё есть за что отвечать перед своим народом и мировым сообществом. Оправдательный приговор Руслану Коцабе — лишь малая часть айсберга.
Не менее характерен и факт полного молчания официальных украинских властей, которые никак не прореагировали на освобождения Руслана Коцабы — хотя дело-то резонансное. Тактика замалчивания неудобных тем, доселе себя оправдывающая, теперь работает против украинских властей. Как и сам факт наличия в стране, называющей себя демократической, «узников совести», чья вина лишь в несогласии с официальной позицией действующей украинской власти.