Досье — Киев

О киевской пропаганде по указке США

Как воюют украинские информационные войска, хорошо видно по короткой и печальной судьбе бывшей народной героини Надежды Савченко, пишет специальный корреспондент отдела политики КП.ру Дмитрий Стешин.

Она всего лишь попыталась найти разумный выход из войны с Донбассом и всего за несколько дней превратилась в информационном поле из Нади-«пули» в Надю-«щель».

Буквально на наших глазах развернулась очередная информационная спецоперация — превращение добровольческих батальонов из «побратимов» и «захистников» в банды мародеров и насильников.

Такая согласованность якобы свободных, европейских и совершенно демократических СМИ Украины подразумевает некий жесткий менеджмент и властную вертикаль даже в номинально-свободных социальных сетях.

Как и кем это было сделано? Кто создавал информационную машину Украинской пропаганды?

Бесплатный сыр от старых «друзей»

Несколько дней назад анонимная международная группировка хакеров «Спрут» выложила в Сеть сканы любопытных документов, доказывающих участие США в информационной войне на Украине.

#Привет_мир! С Вами снова СПРУТ, и сегодня нам хотелось бы поговорить об американских «друзьях», которые оказывают непосильную помощь «украинскому государству» в борьбе с кровожадными «наемниками Путина» на Донбассе.

Мы получили доступ к одному из почтовых ящиков Министерства Обороны Украины, на котором размещалась информация об американских советниках, занимающихся вопросами антироссийской пропаганды на территории Украины».


Кадры оказались подобраны со вкусом. Каждому скану паспорта соответствовала краткая биография советника-пропагандиста:

«Обладая более чем 25-летним опытом по связям с общественностью, СМИ, маркетингу, кризисным коммуникациям, Эдвард Джонсон служил на многочисленных руководящих должностях по всему миру.

Получил практический опыт работы в ходе командировок в Европейский центр Джорджа К. Маршалла по изучению вопросов безопасности в Германии, армии США „Африка“ в Италии, 78-й батальон связи в Японии и 3-й пехотной дивизии в Ираке… был старшим офицером по связям с общественностью в Республике Корея, где возглавлял многонациональную команду солдат и гражданских лиц, ответственных за разработку и реализацию широкого спектра стратегических коммуникаций, связи со СМИ, а также за общественные информационно-пропагандистские инициативы».


Вот аккредитация для СБУ Украины — редактор «Национального общественного радио» (Дэвид Уэйн собирается посетить зону «АТО» для подготовки репортажа о радиостанции Армия FM. Организовать ее помогла некоммерческая общественная организация «Национальное общественное радио» (далее — NPR, прим. авт.).

NPR по всему миру организует радиостанции или предоставляет свои услуги — информационные программы. Как водится, организация эта родилась по решению Конгресса США, но система финансирования ее крайне запутанная — какие-то фонды, гранты, спонсоры.

Один фонд, впрочем, нам хорошо знаком — это Фонд Сороса.

NPR обвиняли в политической предвзятости в освещении войны в Ираке, но это такая особенность бесплатного сыра. Чтобы войти в эту всемирную сеть, достаточно вещать 18 часов в сутки и иметь в штате не менее пяти человек.

Зачем это нужно американцам? А зачем они после вторжения в Панаму и Гренаду сразу же брали под свой контроль радиостанции и раздавали населению бесплатные радиоприемники? Впрочем, основные информационные сражения сейчас идут в Сети. Радио это так, для подстраховки, если в районе боевых действий не будет интернета.

Блогеры в погонах

Особенность конфликта на Донбассе и в Крыму — очень грамотная и энергичная информационная война, которую ведет Украина. Мы к этой войне, как обычно, были не готовы и мало что поняли даже на второй год противостояния. Вспомните искреннее удивление главы нашего МИД, когда журналист КП Дарья Асламова спросила его, почему на Украине не финансировались пророссийские интернет-ресурсы? Зачем?

В итоге, первый этап информационной войны вытащили на себе пророссийские добровольцы.

С одним из них, редактором сайта «Русская Весна», мне удалось поговорить. О своем противнике он знает все.

Перед интервью Николай Сергеев выслал мне скан любопытного документа, чтобы наш разговор был предметным и конкретным. Как он попал к моему собеседнику, можно только догадываться. Скорее всего, от неравнодушных хакеров:

Советнику при Министерстве Обороны Украины и Генеральном Штабе Вооруженных Сил Украины от Великобритании Филу Джонсу

Уважаемый господин Джонс!

От имени руководства Министерства обороны Украины и от себя лично хотелось бы ещё раз поблагодарить Вас за анализ общественно-политической обстановки Донецкой области. Проведённое Вами исследование целевой аудитории в поддержку деятельности в направлении стратегической коммуникации использовалось при планировании мероприятий в рамках антитеррористической операции, разработке материалов для проведения информационных мероприятий, указанная информация также подавалась в администрацию Президента Украины и Аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Пользуясь случаем, хотим выразить надежду на дальнейшее сотрудничество в рамках исследования целевых аудиторий проблемных областей, которыми в частности являются Луганская, Харьковская, Херсонская, Запорожская и Одесская.

С уважением,

Заместитель Министра Обороны Украины (подпись) И. В. КАБАНЕНКО


— Теперь понятно, кто учил украинцев воевать в Сети…

— Причем это именно технологии американской пропаганды. Интернет у них появился раньше всех, соответственно, они пока впереди планеты всей.

Но знаниями делятся. Например, не так давно мы выяснили, что очень популярный украинский блогер Роман Бурко оказался кадровым офицером управления информационных технологий министерства обороны Украины, полковником Вячеславом Раевским.

Блогера в погонах опознали с помощью социальных сетей, сопоставляя и анализируя круг его друзей и близких. В итоге в невинном аккаунте, заведенном на имя неведомого Андрея Попова, нашлись фотографии самого «блогера в погонах» с Джэредом Рейсом, сотрудником так называемой «4 группы информационного обеспечения военных операций» армии США.

Все сотрудники этого управления прошли обучение. К ним приезжали инструкторы, и сами они выезжали на тренинги и семинары в США. На данный момент известно, что этот «Бурко» является создателем сайта «Информнапалм», он заблокирован в России. То есть, вот, конкретный пример — американская пропаганда работает на Украине.

— Что это за сайт?

— Очень важное звено в антироссийской пропаганде. Они регулярно публикуют информацию о дислокации российской армии на Донбассе.

— Это проверяемый бред.

— Неважно. Это входит в работу так называемых «информационных войск Украины».

Генеральная линия — война

Уже стало хорошей традицией — как только журналисты КП выезжают работать на Донбасс, их аккаунты в социальной сети «Фейсбук» сразу же блокируются «по многочисленным жалобам пользователей».

Это работает пехота «информационных войск Украины». С утра до ночи «пехота» заваливает модераторов соцсетей жалобами на «ватные» или «колорадские» аккаунты.

По словам моего собеседника, это самый низший уровень «информационных войск», а всего их три:

— У них очень интересная структура. Выявили ее в том числе и через скандалы, когда в эти войска внедрялись «журналисты-сепаратисты». Например, наш корреспондент Анна Долгарева.

Большинство бойцов в этих «войсках» — добровольцы. Деньги они не получают, либо им платят на первом этапе сотрудничества. Подогревая интерес. У них три задачи — ведение блогов или аккаунтов в соц.сетях, работа в комментариях и выявление и блокирование талантливых активистов-противников.

Бойцов «первого уровня» после семинаров в Восточной Европе, в Польше, например, допускают до второго уровня. Перед этим, что любопытно, их проверяет СБУ, пробивают активность человека в соц.сетях — устанавливают, соответствуют ли его взгляды заявленным. Подозрительных дальше не пустят.

На третьем уровне блогера, грубо говоря, переводят в журналисты. В нормальные журналисты, с удостоверением и аккредитацией, в реальном СМИ. Иногда невозможно понять — на задании человек или искренне гадит в комментариях. Мы иногда сами в недоумении.

«Русская Весна» — один из самых комментируемых порталов в России и на Украине. Под нашими новостями появляется до 100 000 комментариев в сутки, и мы видим срез общественного мнения по комментариям с обеих сторон.

Скажу, что украинцы, которые пытаются здраво оценить происходящее, в чем-то усомниться — их единицы. Людей, которые бы поддерживали Украину и были адекватны, — минимум!

— Например?

— Обстреляли Донецк, погибли люди. Уже обыденность. Практически нет украинских комментариев типа: «на войне бывают ошибки», «жаль, что так получилось». Нет, только «жечь вату», «сепаратистов не жалко». И так далее.

Думаю, это и есть результат выстроенной системы пропаганды. У нее нет тормозов, каких-то норм. Я вспоминаю истории с нарисованными от руки удостоверениями сотрудников ГРУ. С грамматическими ошибками, должность — «разведчик», выдано первого января — когда все кадровики отдыхают. Или задержанный в Киеве «разведчик», в кожаном плаще с двумя кинжалами за спиной.

И эта информация не вызывает на Украине никаких сомнений. Исчезла критичность мышления. При том, что многие русские люди, посмотрев сюжет «о распятом мальчике из Славянска», сразу же подвергли его сомнению.

— Есть у этой пропаганды какая-то генеральная линия, сверхзадача?

— Савченко была единственной, кто сказал, что нужно договариваться с Донбассом, раз не смогли его победить. Вы видели, какая была реакция в украинском обществе.

Нет диалога, даже попытки. Только обострение.

От редакции КП

После Майдана и начала войны на Донбассе два года было оставлено Украине на прозрение и переосмысление. Два года в информационном мире, где письмо с континента на континент идет секунду — это почти вечность.

Но прозрения не случилось, скорее наоборот, ненависть к России достигла каких-то совершенно запредельных значений. А по-другому и быть не может, когда страна находится под внешним управлением. Когда, куда не сунься — в финансы, экономику, политику, армию — везде на ключевых или теневых, дублирующих должностях, сидят и рулят люди из совершенно других независимых государств. И действуют они в интересах своих стран, в первую очередь.

А интересы их просты — вялотекущий управляемый конфликт в приграничье России. Или — война с Россией чужими руками и чужими жизнями при минимальных финансовых затратах.

Судя по острой реакции России на украинских диверсантов в Крыму, время на самостоятельное переосмысление закончилось, «домашние работы» сданы, сейчас будут ставить оценки. А те, кто подсказывал неправильные ответы, скорее всего, сбегут.