Бывшие узники тайных тюрем СБУ ставят крест на стараниях Киева оправдаться за расправы над жителями Донбасса. О том, какие нравы царят в застенках украинских спецслужб, в эксклюзивном интервью «Вестям» рассказали люди, вырваться на волю которым удалось чудом. Однако в секретных украинских тюрьмах до сих пор содержатся сотни простых людей, которых ежедневно пытают, выбивая нужные показания.
Пятьсот девяносто семь дней в секретной тюрьме СБУ — в этих камерах он знает каждую трещину. Бывшего шахтера Виктора Ашихмина похитили из родного Украинска в декабре 2014-го и с тех пор держали в застенках харьковского управления службы безопасности. Для родственников он просто пропал: никаких бумаг, никаких обвинений. В списках арестованных не значился.
«Два провода было, машинка электрическая, но им она не нравилась, потому что разряды слабые давала. Использовали биты и металлические прутья. У меня все тело было, как сплошной синяк. Вон, на ноге, до сих пор остались следы», — рассказывает Виктор Ашихмин.
Били и пытали чуть ли не ежедневно. Бывший сосед по камере, Юрий Илюхин, тоже, между прочим, обыкновенный донецкий шахтер, показывает сломанные ребра и выбитые зубы. Но были и куда более изощренные издевательства.
«Делали, как в американских фильмах. Закидывали вот так голову назад, накрывали мокрым полотенцем. А сверху лили воду, пока не захлебнешься. И так 10-15 минут», — делится пережитым Юрий Илюхин.
Они вместе смотрят сюжет украинского телевидения. Когда международные правозащитники обнародовали информацию о секретных тюрьмах и незаконно содержащихся там заключенных, СБУ организовало экскурсию для прессы в тот самый харьковский следственный изолятор.
«Сейчас мы пройдем по всем помещениям. Где, как говорят, мы содержали заключенных», — говорит Эдуард Крицын, начальник управления СБУ по Харьковской области.
Естественно, камеры пусты — о съемке же было известно заранее. Илюхин и Ашихмин рассказывают, что в тюрьму и раньше наведывались проверки. Узников в таких случаях просто выводили и прятали.
«Надели кульки на голову, наручники и вывезли всех за территорию. Мы там просидели часов шесть-семь. И было нас человек сорок, а может, и больше», — вспоминает Виктор Ашихмин.
И это только в одном харьковском изоляторе, а всего таких тюрем СБУ на территории Украины, по оценкам экспертов ООН, не меньше шести. Сотни незаконных заключенных, задержанных без суда и следствия. Сотни искалеченных судеб.
«Говорят, что нас там не было. Так вот в одной из камер я в стену записку замуровал. Лично я. Начальник, когда приходил, все время говорил нам: «живые будут завидовать мертвым», — рассказывает Юрий Илюхин.
Их выпустили так же, как и задержали — без объяснения причин. Выдали паспорта — оба граждане Украины — и пригрозили: если кому-то расскажут о случившемся, будет еще хуже. Поэтому сейчас они на конспиративной квартире. Все еще на украинской территории, поэтому всерьез опасаются, что кошмар может повториться.