«Лидера Норильского восстания Евгения Грицяка наградили юбилейной медалью «25 лет независимости Украины». Под таким визгливо-радостным заголовком Украинский институт национальной памяти (УИНП) сообщил о том, что один из участников бунта заключённых в Норильске жив, и перешагнул 90-летний рубеж.
«Жизненный путь этого человека, и его система ценностей заслуживают глубокого исследования», — звучат дифирамбы УИНП в адрес Грицяка. Предполагается на его примере воспитывать подрастающее поколение.
Только что это за пример, и что за система ценностей? Ценность у Грицяка была одна: хорошо устроиться в жизни. До войны он был членом ОУН, а потом его мобилизовали в Красную армию. Грицяк решил променять бандеровское прошлое на красноармейское настоящее, и, участвуя в боях против гитлеровцев, получил медаль «За отвагу» и «Победу над Германией».
Потом компетентные органы узнали о его бандеровском прошлом, которое сам Грицяк старался забыть. И поехал Грицяк по этапу. Всё справедливо: за подвиг получил медаль, за преступление — срок.
Тогда-то и пришлось Грицяку принимать участие в Норильском восстании 1953 г. Из Воркутинского, Норильского восстания и других волнений в системе ГУЛАГ украинская национал-пропаганда пытается склеить миф о непокорённых бандеровцах, сражавшихся с Советами даже за колючей проволокой.
Печально, что иногда и с российской стороны, какой-нибудь либеральный писака, увлёкшись размышлениями о сталинских репрессиях, слишком далеко уходит ввысь на поводу у своей фантазии и оправдывает всех подряд, кто был носителем антисталинских взглядов. Например, по умолчанию предполагалось, что все участники тюремных восстаний — это одухотворённые и невинно пострадавшие герои.
Невинно пострадавших в ГУЛАГе было немало, но не все были такими. Были там и предатели, и боевики ОУН-УПА, и уголовники. Но кто задумывается об этом? В 1993 году администрация Норильска пригласила Грицяка на празднование 40-летия города!
К тому времени Грицяк забыл своё красноармейское прошлое и снова вспомнил своё бандеровское прошлое, потому как так было выгодней. Вот они, ельцинские времена! Старые бандеровцы приезжали в Россию в качестве почётных гостей. Главное, чтобы был антикоммунист, и за это всё простится, даже членство в ОУН.
В 1990 г. он побывал в Америке по приглашению заграничного провода ОУН, выступал там с патриотическими речами.
Впервые о Грицяке вспомнили во время первого «майдана», при Ющенко. Хотя в лагерях Грицяка характеризовали как примерного работника, со времён «оранжевого» переворота его изображают как непокорного борца с коммунистическим режимом. Эта «непокорность» не помешала Грицяку обратиться к Леониду Брежневу в 1980 г. с письмом, где он называл себя и его «равноправными гражданами Советского Союза».
Потом об этом «равноправном гражданине Советского Союза» вспомнил «евромайдан». Старое бандеровское чучело принарядили в костюм и наградили медалькой.
О советском прошлом Грицяка, о его участии в Великой Отечественной войне, когда он решил распрощаться с идеологией ОУН, и жить, как обычный советский гражданин, украинская пропаганда молчит.
Читая биографии некоторых украинских «политзаключённых», создаётся впечатление, что НКВД своим опытным оперативным оком заранее предвидел предательства этих мерзавцев и потому создавал для них соответствующие условия жизни.
Вот пример: в 1924 г. некий украинский активист, сторонник создания на Дальнем Востоке незалежной Тихоокеанской Украины (!) Юрий Глушко-Мова был осуждён на 3 года за «попытки оторвать Дальний Восток от РСФСР и присоединить к Японии». Считается, что несправедливо. И вот в 1941-м Глушко-Мова уже плотно сотрудничает с гитлеровцами и японцами!
Украинский писатель Иван Багряный арестован в самый разгар сталинских репрессий за «контрреволюционную деятельность». Ужас! Невинно пострадавший! А в 1943-м этот «невинно пострадавший» уже состоит в ОУН, и сотрудничает с немцами.
Хотелось бы, чтобы наши журналисты и писатели, критики сталинского режима, не выплёскивали вместе с водой и ребёнка: не оправдывали всякую сволочь лишь на том основании, что эта сволочь была антикоммунистом. Лучшая дань памяти невинно репрессированным — не смешивать их судьбу с никчемной жизнью грицяков и им подобным.