Спартак Головачев пробыл за решеткой с 30 апреля 2014 по 13 октября 2016 года. Так пришедшая в результате переворота украинская власть мстит одному из активных участников мирного антифашистского протеста в Харькове. Он не оправдан, не амнистирован, а только вышел под залог в эквиваленте около 8 тысяч долларов. О подробностях тюремного заключения и планах на будущее Головачев рассказал в блиц-интервью “ПолитНавигатору”.
— Спартак, вы провели два с половиной года в вынужденной изоляции. Каковы были условия содержания, были ли пытки и унижения, видели ли вы там других политзаключенных?
— Условия содержания — некомфортные. Я провел большую часть своего заключения в колонии строгого режима № 100 («сотке»), где содержат рецидивистов и приговорённых к пожизненному заключению. Само моё содержание там — уже нарушение закона: строгий режим полагается лишь по приговору суда, а он не вынесен до сих пор.
Я сидел в камере один, что уже приравнивается к пыткам. Когда приезжали проверяющие от международных организаций, ко мне на короткий срок подсаживали соседа. В камере было сыро, осенью температура 14 градусов, на стенах грибок. Психологическое воздействие на меня оказывалось. Например, в течение полугода включали мне в шесть утра гимн Украины, будили. И так был до тех пор, пока не устал сам персонал колонии.
Моих товарищей-политзаключенных я видел только в здании суда, когда нас перед заседанием помещали в специальный бокс.
— Что вам помогло выдержать и не сломаться?
— Такая радость, когда точно знаешь, что в тюрьме и на войне — ближе к Богу.
— Считаете ли вы, что движение сопротивления в Харькове потерпело поражение?
— Конечно, я так не считаю. Да, посадили непричастных, чтобы демонстративно засудить. Люди стали осторожнее высказывать свои мысли, но не поменяли своих взглядов. Они по-прежнему уверены, что фашизм — это плохо. И продолжают мыслить по-своему, что бы при этом ни говорилось в выпусках украинских новостей.
— А вы готовы выступить на каком-либо украинском телеканале?
— Только в прямом эфире готов доносить свои, а не чужие мысли. Иначе могут переврать.
— Что вы собираетесь делать на свободе?
— Говорить о каких-либо планах на будущее рано. Суд пока не закончен. Прокурор Харьковской области Юрий Данильченко заявил, что прокуратура обжалует решение Киевского районного суда Харькова о смягчении меры пресечения. Возможность вернуться за решетку не исключена. Одно могу сказать точно — бежать никуда не буду.
Конечно, хочу возобновить тренировки и вернуть спортивную форму (Спартак — многократный чемпион Украины и тренер по фри-дайвингу, спортсмен с мировым именем, – ред.), а пока планирую отправиться на послушание в один из ближайших монастырей — укрепить духовные силы , поработаю во славу Господу.
Я хочу разобраться, что же произошло за то время, пока меня не было на свободе, а до этого — не хотел бы комментировать текущие события.