Вопиющее нарушение конституционного права граждан на свободу собраний, права на свободу выражения взглядов, мнений можно увидеть в приговоре по делу павлоградского «Славянского братства Украины» в Днепропетровской области.
Деятельность общественной организации, так и не успевшей зарегистрироваться официально, длилась всего несколько месяцев. В ней было только пять постоянных членов, которые безо всякой конспирации собирались раз в неделю. Посещали собрания и случайные гости. Уголовному преследованию подверглись «идеологи» движения, которые успели составить рукописный вариант устава самой организации и устава «Павлоградской добровольческой дружины», которая должна была помогать охранять общественный порядок.
Самым тяжким преступлением была поездка второго мая 2014 года в город Донецк самого активного участника, горного мастера местной шахты. Именно при обыске его жилища, прослушивании его разговоров и просмотре материалов его ноутбука была представлена основная доказательная база уголовного дела. Из поездки он привез образцы агитационных материалов ДНР (наклейки и флаги) и «георгиевские ленточки». Деятельность организации прекратила СБУ, арестовав двадцать второго мая троих активистов.
Текст приговора напоминает оруэлловскую реальность. Горный мастер, начальник сервисного центра и экспедитор фигурируют как идеологи сепаратизма. Их общественная организация, оказывается, преступным образом «влияла на сознание граждан». Ее целью была организация «незаконного референдума, который разрушит территориальную целостность страны». И хоть ни один свидетель не смог показать, что в деятельности организации был хоть один призыв к изменению территориальной целостности страны, коллегия судей пришла к выводу, что такие заявления и призывы готовились («мыслепреступление»!).
Сами активисты заявили, что целью их организации была пропаганда здорового способа жизни, занятия спортом и патриотическое воспитание. Максимум, к чему люди готовились, так это к защите от агрессивно настроенных молодых людей ветеранов на параде 9 мая, а также поддержанию правопорядка, поскольку в те горячие дни милиция с этой задачей явно не справлялась.
Всех троих задержанных коллегия судей приговорила к трем годам ограничения свободы. К моменту судебного заседания в предварительном заключении они уже провели почти полтора года, а значит, через месяц-два после оглашения приговора они освобождаются из-под стражи.